Виртуальная выставка "Зима, что белой только кажется…"

8 декабря 2023

Виртуальная выставка "Зима, что белой только кажется…"

Зима – удивительное время года, которое дарит море ярких впечатлений, искренних эмоций и ощущений, что чудеса не за горами. С приходом зимы всё вокруг преображается, меняя облик и форму. Нужно только внимательно посмотреть на природу, которая так волнительно прекрасна под покровом белого снега, улыбнуться и помечтать, рассматривая картины художников, посвятивших своё творчество холодной красавице зиме.

Первым зимним пейзажем в мировом искусстве стала картина фламандского художника Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», созданная в 1565 году. Снежные просторы России также были источником вдохновения для художников, поэтов, композиторов и других деятелей культуры. В России первым произведением на зимнюю тему стал «Зимний пейзаж (Русская зима)», который в 1827 году создал ученик А.Г. Венецианова Никифор Степанович Крылов. За эту картину и портреты с натуры, представленные на выставке в Императорской Академии художеств, Крылов был награждён золотой медалью.

Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу», 1565; дерево, масло Н.С. Крылов «Зимний пейзаж (Русская зима)», 1827; холст, масло

Питер Брейгель Старший (1525-1569) «Охотники на снегу», 1565; дерево, масло
(https://muzei-mira.com)
Н.С. Крылов (1802-1831) «Зимний пейзаж (Русская зима)», 1827; холст, масло (https://rusmuseumvrm.ru)

Республиканский музей изобразительных искусств предлагает познакомиться с коллекцией произведений, созданных живописцами, графиками и мастерами декоративно-прикладного искусства из своих фондов, которые объединены общей темой зимы. Сугробы и речки подо льдом, медленно падающий и тающий снег, мороз и оттепель – всё это в равной степени важно и интересно художникам.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров в марийском изобразительном искусстве. Природа, представленная на картинах марийских пейзажистов, не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведенным куском поля, леса или реки ради «красивости» того или иного мотива. В картине всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает, а также марийский край и красота его природы. И зимний пейзаж, про который выдающийся русский живописец Карл Брюллов говорил, что невозможно написать снег и зиму, «всё выйдет пролитое молоко», занимает не последнее место в творчестве мастеров изобразительного искусства марийского края.

А.А. Ширнин «Зимний пейзаж», 1989; бумага, акварельН.В. Токтаулов «Берёзы зимой», 1991; холст, масло

А.А. Ширнин (1939 г.р.) «Зимний пейзаж», 1989; бумага, акварель
Н.В. Токтаулов (1949 г.р.) «Берёзы зимой», 1991; холст, масло

Марийская живопись начала своё развитие именно с пейзажного жанра. Первыми художниками, которые к нему обратились, были казанские художники П.А. Радимов и Г.А. Медведев, некоторое время жившие и работавшие в селе Еласы Горномарийского района Республики Марий Эл. Они с большим увлечением писали этюды, в которых старались правдиво запечатлеть различные уголки деревенского пейзажа. В дальнейшем многие местные и приезжие художники обращались в своём творчестве к сельскому (деревенскому) пейзажу, в котором привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. В каждом мазке живописных полотен присутствует ощущение жизни и запах печного дыма, наполняющего воздух.

Н.П. Алманов Графический цикл «Деревенская жизнь», начало ХХI века; бумага, смешанная техникаВ.А. Иванов «Зимний пейзаж», 1993; бумага, акварель

Н.П. Алманов (1953 г.р.) Графический цикл «Деревенская жизнь», начало ХХI века; бумага, смешанная техника
В.А. Иванов (1938-2006) «Зимний пейзаж», 1993; бумага, акварель

Ю.В. Кириллов «Зимнее утро», 1985; картон, маслоП.А. Туголуков «Деревенский пейзаж», вторая половина ХХ века; картон, масло

Ю.В. Кириллов (1950-2010) «Зимнее утро», 1985; картон, масло
П.А. Туголуков (1920-2003) «Деревенский пейзаж», вторая половина ХХ века; картон, масло

Русский пейзаж начинался с деревенских видов, а очарование зимнего города художники оценили немного позднее.

В.Д. Курочкин «Первый снег», 1988; холст, маслоГ.А. Елсукова «Снег», 2006; бумага, коллаж

В.Д. Курочкин (1955 г.р.) «Первый снег», 1988; холст, масло
Г.А. Елсукова (1954 г.р.) «Снег», 2006; бумага, коллаж

Е.А. Иглина Серия «Окна Герценовского университета» «Зимний вечер», 2009; бумага, цветная литографияЕ.А. Иглина Серия «Окна Герценовского университета» «Вьюга», 2009; бумага, цветная литография

Е.А. Иглина (1983 г.р.) Серия «Окна Герценовского университета» «Зимний вечер», 2009; бумага, цветная литография
Е.А. Иглина (1983 г.р.) Серия «Окна Герценовского университета» «Вьюга», 2009; бумага, цветная литография

Пожалуй, самая любимая тема пейзажистов – лес во все времена года.  Безмолвие. Звенящая тишина. Мягкий свет, расплывчатые тени, таинственные тропинки. Мир и покой. В конце 1920-х годов в марийский край из Ярославской области приезжает П.Т. Горбунцов. Расцвет пейзажа во многом связан с деятельностью этого художника, которого называли «патриархом марийской живописи». Марийский край покорил его ум и сердце напевностью ландшафта, красочностью смешанных лесов. Поля, луга, полноводные речки, лесные озера будили воображение художника: «…творить языком искусства для меня величайшее наслаждение». Он пользовался непререкаемым авторитетом, с него брали пример, учились понимать душу земли, запоминать её разнообразные состояния.

П.Т. Горбунцов «Лунная ночь», 1966; холст, маслоП.Т. Горбунцов «Дыхание севера», 1969; холст, масло

П.Т. Горбунцов (1894–1971) «Лунная ночь», 1966; холст, масло
П.Т. Горбунцов (1894–1971) «Дыхание севера», 1969; холст, масло

В 60-е годы ХХ века в пейзажном жанре начали свою творческую деятельность   Б.С. Пушков, А.И. Бутов, С.Ф. Подмарёв, З.Ф. Лаврентьев, Н.П. Карпов, Ю.А. Желваков. В поисках тем и сюжетов мастера живописи обращались ко многим темам: нетронутые человеком лесные заросли, озёра и реки, эпические и лирические мотивы, деревенский быт людей. Многие полотна художников становятся самобытными, яркими по форме и образному строю. Пишутся этюды с натуры, которые ложатся в основу больших живописных полотен.

Б.С. Пушков «Зимой», 1984; картон, маслоС.Ф. Подмарёв «Первый снег», вторая половина ХХ века; холст, масло

Б.С. Пушков (1931–2014) «Зимой», 1984; картон, масло
С.Ф. Подмарёв (1935–1990) «Первый снег», вторая половина ХХ века; холст, масло

Н.П. Карпов «Первый снег», 1990; холст на картоне, маслоЮ.А. Желваков «Зимний вечер», 1996; картон, масло

Н.П. Карпов (1931–2000) «Первый снег», 1990; холст на картоне, масло
Ю.А. Желваков (1927-1998) «Зимний вечер», 1996; картон, масло

В дальнейшем зимний пейзаж получил свое развитие в творчестве многих художников Республики Марий Эл. В зимних видах леса мастера изобразительного искусства передают разные состояния природы, погоды и настроения.

В.Ф. Кузнецов «В морозный день»,1976; оргалит, маслоГ.В. Тайгильдин «Иней», 1992; бумага, линогравюра

В.Ф. Кузнецов (1940-2012) «В морозный день»,1976; оргалит, масло
Г.В. Тайгильдин (1942 г.р.) «Иней», 1992; бумага, линогравюра

М.К. Нефёдов «Солнечный день»; 1991, оргалит, маслоК.В. Кузнецов «Метель», первая половина ХХ века; бумага, гравюра на картоне

М.К. Нефёдов (1936 г.р.) «Солнечный день»; 1991, оргалит, масло
К.В. Кузнецов (1886-1943) «Метель», первая половина ХХ века; бумага, гравюра на картоне

Б.В. Маклашин «Оттепель», 1988; бумага, на картоне, акварельС.П. Вишневский «Февральская хандра», 2015; двп, масло

Б.В. Маклашин (1953 г.р.) «Оттепель», 1988; бумага, на картоне, акварель
С.П. Вишневский (1951-2020) «Февральская хандра», 2015; двп, масло

Марийские художники воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но и там бойцы оставались художниками, создавая рисованную летопись суровых фронтовых лет и солдатского быта. Чаще всего это были кратковременные наброски, акварели, сделанные с натуры, на поле боя, в штабе, блиндаже, в партизанском лесу, в редкие минуты затишья и отдыха.

Б.И. Осипов  Этюд «Сумерки войны», вторая четверть ХХ века; бумага, гуашьБ.И. Осипов «Зима 43 г.», середина-вторая половина ХХ века; холст, масло

Б.И. Осипов (1894–1977) Этюд «Сумерки войны», вторая четверть ХХ века; бумага, гуашь
Б.И. Осипов (1894-1977) «Зима 43 г.», середина-вторая половина ХХ века; холст, масло

В.М. Козьмин «Землянки», 1944; холст, маслоВ.М. Козьмин «Солдатская баня», 1943; холст, масло

В.М. Козьмин (1912–1985) «Землянки», 1944; холст, масло
В.М. Козьмин (1912-1985) «Солдатская баня», 1943; холст, масло

Новогодние и рождественские праздники – это непередаваемая атмосфера ожидания чуда, лёгкой грусти и светлых надежд, время, когда люди погружаются в прошлое, листая страницы воспоминаний, но при этом с волнением заглядывают в будущее, готовясь встретить то новое и неведомое, что приносит с собой наступающий год. Множество произведений создано мастерами изобразительного искусства, в том числе и в нашей республике, на новогодние и рождественские сюжеты.

П.М. Кожин «Дед Мороз», вторая половина ХХ века; фарфор, росписьА.А. Шайдуллина «С Новым годом!» из серии художественных открыток, 1997–1999; бумага, смешанная техника

П.М. Кожин (1904–1975) «Дед Мороз», вторая половина ХХ века; фарфор, роспись
А.А. Шайдуллина (1963 г.р.) «С Новым годом!» из серии художественных открыток, 1997–1999; бумага, смешанная техника

А.В. Сыров «Утро в Рождество», 1990; холст, маслоВ.А. Боголюбов «На Рождество», 2010; холст, масло

А.В. Сыров (1958–1999) «Утро в Рождество», 1990; холст, масло
В.А. Боголюбов (1954–2017) «На Рождество», 2010; холст, масло

Белоснежная, пронзительная чистота русской зимы привлекает и радует людей удивительной красотой пейзажей, особенно в период новогодних праздников. Зима — сказочное время года, веками вдохновляющее творцов. Морозный хруст сверкающего на солнце снега и яркие тени, тяжёлые лохматые тучи и кружащиеся снежинки. Можно бесконечно перечислять удивительные состояния природы, вызывающие бурю эмоций в душе человека. Все люди воспринимают зиму по-разному: одни - как пору расставаний, забвения и одиночества, другие – как обещание близкой весны, силы которой уже начинают бурлить под ледяным настом. Создавая зимний пейзаж, художник восхищается чистотой и сложностью белого цвета, разрабатывает графические, тональные, фактурные приемы. В результате появляются наполненные жизнью и настроением живописные полотна, которые вызывают эмоциональный отклик в душе каждого человека.