Виртуальная выставка "Жить искусством…"
Виртуальная выставка "Жить искусством…"
В военной реальности художник часто становится документалистом. Он использует своё мастерство, чтобы образы, ставшие для него будничными, дошли до потомков. Ленинградский Союз художников считал важным создать летопись блокадной жизни, для чего обратился к городским властям с просьбой предоставить 32 мастерам живописи и графики разрешения делать зарисовки на городских улицах. Получив разрешение работать, художники изображали не только отдельные моменты жизни города - они скрупулезно фиксировали раны, нанесенные ему войной. Созданный ленинградскими художниками портрет блокадного Ленинграда демонстрировался на многочисленных выставках, проводившихся на фронте и в тылу.
Живопись, рисунки и гравюры, плакаты и скульптуры, созданные художниками в блокадном Ленинграде, на фронте, в тылу обладают одним драгоценным качеством - они достоверны. В блокадном Ленинграде простое выживание, забота о ближнем требовали от человека невероятных усилий воли. Но нужно было не просто выжить, сохранить достоинство и человечность, но и остаться художником.
В фонде графики Республиканского музея изобразительных искусств хранятся произведения художника, имя которого неизменно ассоциируется с изысканно прекрасными, величественными, и точными образами Санкт-Петербурга. Работы этого мастера были переданы из Государственного Русского музея в 1991 году. Речь пойдёт об Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой. Она обладала несгибаемой художественной волей, редкой искренностью чувств, прямотой, удивительной наблюдательностью и исключительной любовью к родному городу.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (https://calendar.fontanka.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева «Автопортрет». 1940. Бумага на холсте, наклеенном на фанеру, пастель, темпера (https://rusmuseumvrm.ru)
Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) родилась и всю жизнь прожила в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Город всегда был главным героем графических пейзажей художницы. Не стал исключением и период блокады. Анна Петровна осознанно отказывалась изображать ужасные разрушения, обрушившиеся на её родной красивый город. Для большинства русских людей Ленинград ассоциировался именно с его образами в её живописи и гравюрах. Остроумова-Лебедева всегда подчёркивала всю мощь, величественность, красоту, культуру и силу Ленинграда - Северной Пальмиры нашей страны.
А.П. Остроумова-Лебедева «Вид с Тучкова моста в Петербурге». 1912. Холст, темпера, графит (https://rusmuseumvrm.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева «Ленинград. Летний сад зимой (Фонтанка и Летний сад в инее)». 1929. Бумага, цветная ксилография (https://rusmuseumvrm.ru)
Художественное образование Анна Остроумова получила в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1889–1892), затем в Высшем художественном училище при Академии художеств (1892–1900). Учителями её были такие выдающиеся художники как В.В. Матэ, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, П.П. Чистяков. Анна Петровна совершила несколько путешествий за границу, в основном, в Париж, который тогда был столицей мировой культуры. Также она побывала в Италии, Германии, Нидерландах, где знакомилась с европейским искусством, как классическим, так и современным. Около года молодая художница проработала в парижской мастерской известного американского художника Джеймса Уистлера.
Когда образование было закончено, и перед А.П. Остроумовой открывались безграничные возможности для творчества, врачи поставили ей диагноз - астма от химических веществ, входящих в состав масляных красок - и настоятельно советовали забыть про живопись. От масляной живописи художнице пришлось в конце концов отказаться, но она дала новую жизнь акварели, гравюре и литографии. Самой главной техникой в дальнейшем творчестве Анны Остроумовой стала гравюра на дереве - ксилография. Художница создала замечательные пейзажи бесконечно любимого Петербурга-Петрограда-Ленинграда и портреты современников, вошедшие в золотой фонд русского искусства. Болезнь также помешала её преподавательской деятельности в Академии художеств.
А.П. Остроумова-Лебедева «Вилла папы Юлия III». 1903. Бумага, цветная литография (https://www.rmii.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева «Статуя у Горного института». 1912. Бумага, ксилография (https://www.rmii.ru)
Перед отъездом Остроумовой в Париж её педагог в Академии художеств В.В. Матэ познакомил художницу с творчеством итальянских мастеров цветной ксилографии и взял с неё клятву «работать и резать гравюру». Её первыми самостоятельными шагами на этом поприще руководили парижские мастера братья Флориан, с готовностью показавшие молодой художнице технику печати, необходимые инструменты и бумагу. Увлечение и пристальное изучение старинных итальянских и японских гравюр вдохновило Анну Петровну «сказать новые слова и сделать новые шаги» в этом прекрасном искусстве, заново раскрыть его художественные возможности, сделать доступным людям.
Когда Анна Петровна в 1899 году вернулась в Россию, она уже знала, в чем её истинное призвание. Из мечтательной, самоуглубленной девушки, полной всяких сомнений и колебаний, она превратилась в человека с ясным, установившимся миропониманием. В этом же году она становится единственной женщиной-художником в составе объединения «Мир искусства» и принимает активное участие в его деятельности. Один из организаторов и главный теоретик этого художественного общества Александр Николаевич Бенуа так отзывался о творчестве художницы: «…А. Остроумова заслуживает имени мастера и … её искусство сохранит ту неувядаемую душистость и ту внушительность, которые гарантируют ему, скромному, малозаметному, но подлинному от начала до конца…».
Анна Петровна положила начало новому этапу в развитии художественной гравюры. До этого момента русская гравюра была, как правило, переложением для печати уже существующего живописного произведения. Художница превратила гравюру в самостоятельное художественное явление. Её восхищала беспощадность гравюры, чёткость и определенность её линий – никаких туманностей, никаких колебаний. Она была настоящей «мирискусницей» с необычным, острым, но полным любования взглядом на мир, мастерски владела линией и композицией. Экспериментируя в области ксилографии, начала использовать цвет и печать с нескольких досок.
А.П. Остроумова-Лебедева «Летний сад зимой». 1902. Цветная ксилография в 4 доски (https://rusmuseumvrm.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева «Аллея в Царском». 1905. Бумага, цветная ксилография в 5 досок (https://rusmuseumvrm.ru)
Анна Петровна также оказала большое влияние на развитие экслибриса, книжного знака, указывающего на владельца, библиотеку или содержащего другую информацию. В России с возникновением книгопечатания тоже начали появляться экслибрисы, для создания которых в дальнейшем привлекают выдающихся художников и гравёров.
Чёрно-белые и цветные экслибрисы художницы строги, лаконичны по характеру исполнения, лиричны и поэтичны по настроению. Им присущи лучшие качества станковой ксилографии – выразительный силуэт, упругая, "живописная" линия, декоративность и тонкая цветовая гармония. Недаром, многие современные художники считали произведения Остроумовой-Лебедевой воплощением безукоризненного чувства стиля и тонкого вкуса. Анна Петровна со всей своей тонкостью и возможной внутренней чистой наивностью создавала потрясающе лёгкие композиции, предоставляющие зрителю атмосферу происходящего момента и характер владельца.
А.П. Остроумова-Лебедева Экслибрис «Наша библиотека». Первая половина ХХ века. Бумага, цветная ксилография (https://www.rmii.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева. Экслибрис Зины Морозовой. 1924. Бумага, ксилография (https://www.rmii.ru)
Анна Петровна Остроумова собирала коллекцию японских гравюр, ставших весьма популярными в России накануне войны 1904 года. Среди коллекционеров был её будущий муж, выдающийся русский химик Сергей Васильевич Лебедев, разработавший промышленный способ получения синтетического каучука. Их брак был не просто счастливым, он показывал пример гармоничных отношений, полных взаимного уважения, уважения к творчеству и достижениям каждого из супругов. Сергей Васильевич высоко ценил талант своей жены, всегда поддерживал её в творческой работе. Анна Петровна, не разбираясь в химии, после смерти мужа сделала всё возможное, чтобы сохранить его научное наследие и память о нём.
А.П. Остроумова-Лебедева и С.В. Лебедев на прогулке. Фотография. 1922 (https://expositions.nlr.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева «Портрет С.В. Лебедева». Этюд. 1915. Бумага на картоне, акварель, белила (https://rusmuseumvrm.ru)
После революции 1917 года С.В. Лебедев и А.П. Остроумова-Лебедева не рассматривали для себя вопрос эмиграции. Они были безусловно преданы своей родине и хотели жить и работать в своей стране. После смерти мужа Анна Петровна не покинула Ленинград, даже во время Великой Отечественной войны, когда город оказался в блокаде. Из-за болезни семидесятилетняя художница не спускалась в бомбоубежища во время фашистских налетов, а работала, обустроив себе кабинет в ванной комнате. В дневнике Анны Петровны есть такая запись: «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертёжную доску, на неё поставлю чернильницу. Впереди на полочке - коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. <…> Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы».
Дневники А.П. Остроумовой-Лебедевой, которые она вела на протяжении многих лет, легли в основу трёхтомника «Автобиографические записки». Первый том воспоминаний вышел в 1935 году и пользовался большим успехом у читателей. Потом началась война, но и в тяжелые блокадные годы Остроумова-Лебедева продолжала работу над «Записками». В третьем томе «Автобиографических записок» Остроумова-Лебедева объясняет, почему не покинула блокадный Ленинград: «24 сентября 1942 года... Обсуждали возможные выходы из моего тяжелого положения. Первое предложение - оставаться здесь. Второе предложение - переехать в Москву… обещают устроить на самолет, но предупреждают, что вещей придется взять очень мало. А что я буду делать без инструментов, граверных досок, моих рукописей, моего художественного материала? Третий вариант - ехать в Казань... И когда я представила себя в Казани, в тепле, в сытости и в безопасности от бомбежек и голода, в роли не то приживалки, не то квартирантки, вообще никому не нужной старухи, то я решила никуда не ехать. Никуда».
А.П. Остроумова-Лебедева «Дневник за 1892 год» (https://expositions.nlr.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева «Блокадный дневник». 1941 (https://expositions.nlr.ru)
Ею была создана серия гравюр о Ленинграде военного лихолетья, где с болью о судьбе замерзающего и голодного города, она продолжала работать. Для нее он оставался городом-судьбой, городом-императором, городом-музеем. И опять ей помогло чувство меры и деликатности. У неё получалось изящно и тонко почувствовать главное ощущение от города и его атмосферы, не останавливаясь на мелких деталях, случайных нюансах и подробностях. Анна Петровна писала о своих ощущениях так: «Я люблю не только это изображать, но я люблю во всем этом находиться». Остроумова-Лебедева пишет город, вобравший в себя немного грусти, но оставшийся величественным, открытым для познания и восторга.
В военные годы Остроумова-Лебедева создала ряд гравюр с изображением блокадного Ленинграда, издавала почтовые карточки со своими пейзажами. Её гравюра «Сфинкс» была изображена на пригласительных билетах на первое исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. В июле 1942 года в блокадном Ленинграде прошла выставка произведений Остроумовой-Лебедевой, созданных в 1896-1942 годах. В 1947 году в «Автобиографических записках» она написала: «Я счастлива, что была свидетельницей героической, победоносной борьбы и победы нашего великого народа, великого в своем терпении, мудрости и героизме».
А.П. Остроумова-Лебедева «Сфинкс». 1922. Ксилография (https://calendar.fontanka.ru)
Почтовая карточка с гравюрой А.П. Остроумовой-Лебедевой «Ленинград. Ростральная колонна». 1943 (http://bibliofilspb.ru)
Анна Петровна Остроумова-Лебедева встретила полное снятие блокады и Победу в Великой Отечественной войне в своей квартире в доме номер десять по улице Нижегородской в городе Ленинграде (с 1956 года - улица Академика Лебедева). После окончания войны художница прожила в этой квартире ещё десять лет до своего ухода из жизни. В настоящее время квартира включена в список памятников истории России, охраняемых государством. Остроумова-Лебедева написала о полном снятии блокады города Ленинграда в своих «Автобиографических записках»: «… Великий день всей нашей страны! 27 января наш героический Ленинград совсем освобождён от тисков фашистских разбойников… Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград».
А.П. Остроумова-Лебедева «Салют». 1944. Холст, масло (https://rusmuseumvrm.ru)
А.П. Остроумова-Лебедева завещала передать свои рукописные материалы Публичной библиотеке города Ленинграда (сейчас – Российская национальная библиотека), в то время как всё её огромное художественное наследие - более трёх тысяч гравюр, литографий, рисунков, акварелей, живописных произведений - перешло в Государственный Русский музей. Анна Петровна работала над видами Петербурга больше пятидесяти лет. Сперва - идиллические виды Павловска, затем мощный, торжественный Петербург, затем - революционный Петроград, индустриальный, социалистический Ленинград. В каждой ипостаси родного города она находила красоту: ритм деревьев, тонкие оттенки белых ночей, бесконечная перспектива, мощь и лиричность, нежность и сила. На протяжении сотни лет мы видим Петербург глазами Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, талантливого и самобытного художника.