Виртуальная выставка всероссийский пленэр "Марий Эл - земля предков: традиции и современность"

Виртуальная выставка всероссийский пленэр "Марий Эл - земля предков: традиции и современность"

Традиция проведения Всероссийских пленэров в нашей республике появилась в 2011 году, когда по инициативе Марийского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», при поддержке Правительства Республики Марий Эл был проведен пленэр «Портрет города: Йошкар-Ола преображенная – жемчужина Поволжья». В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» также были организованы и проведены Всероссийские пленэры: в 2014 году – «Марий Эл в зеркале искусства: взгляд современника», в 2016 году – «Марий Эл – земля предков: традиции и современность», в 2020 году – «Марий Эл в образах актуального искусства». В результате пленэров в Республиканском музее изобразительных искусств были сформированы тематические коллекции живописных и графических произведений с архитектурными видами городов Йошкар-Олы и Козьмодемьянска, а также замка Шереметева в поселке Юрино.

С 16 по 30 июня 2016 года в Республике Марий Эл проходил Всероссийский пленэр «Марий Эл - земля предков: традиции и современность», посвященный традиционному марийскому обрядовому празднику окончания весеннее-полевых работ Агавайрем (луговомар. Агавайрем, или Агапайрем, от луговомар. ага — «плуг» и пайрем — «праздник»). Организацией и проведением пленэра занимался Республиканский музей изобразительных искусств и по итогам мероприятия каждый живописец передал музею три своих лучших произведения.

Местом проведения Всероссийского пленэра был выбран Новоторъяльский район. Для того чтобы почувствовать атмосферу праздника, познакомиться с традициями марийского народа, пятнадцать талантливых художников из Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Московской, Владимирской, Нижегородской, Кировской, Пензенской областей, Пермского края и Москвы в течение двух недель жили и создавали свои произведения в поселке Новый Торъял.

В.В. Жданов - «Новый Торъял»

В.В. Жданов - «Новый Торъял»

 Марий Эл на пленэре представляли Измаил Варсонофьевич Ефимов, почётный член Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации, народный художник Республики Марий Эл; Иван Михайлович Ямбердов, заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат Государственной премии Республики Марий Эл им. А.В. Григорьева; Сергей Сергеевич Алдушкин, заслуженный художник Республики Марий Эл, лауреат Государственной молодежной премии в области литературы и искусства им. О. Ипая.

И.М. Ямбердов «Мари ава»  С.С. Алдушкин «Марийская женщина»

И.М. Ямбердов «Мари ава»
С.С. Алдушкин «Марийская женщина»

И.В. Ефимов Триптих «Музейная история»

И.В. Ефимов Триптих «Музейная история»

Встреча художников в Новом Торъяле

Встреча художников в Новом Торъяле

Художники в течение десяти дней наблюдали за ходом празднования Агавайрем, посетили моления в священной роще на горе Чумбылат (Кировская область).

Н.М. Лукиянов «Встреча гостей»Древний земледельческий праздник Агавайрем посвящён божествам плодородия и земли, силам природы и представляет собой комплекс обрядов, связанных с весенними полевыми работами. Этим праздником завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев, он не имеет точно установленной календарной даты проведения - его отмечают перед весенним севом либо сразу после его окончания. Время и день проведения праздника заранее выбирается картами (марийскими жрецами), при этом желательно – на новолуние. В Республике Марий Эл праздник может проводиться в период с 11 мая по 26 июня, в этот день марийские семьи выходят на моление в священную рощу Агавайрема (Агавайрем ото) или открытое поле (яра пасу).

Н.М. Лукиянов «Встреча гостей»

И.М.Ямбердов «Чумбылат курык (Гора Чумбылата)»Художники также приняли участие в празднике Агавайрем в деревне Немда-Обалыш, где познакомились с культурными и религиозными традициями марийского народа.

Празднику Агавайрем предшествует подготовительный этап, когда убирают дом, двор и улицу, готовят ритуальные блюда, моются в бане, надевают чистую белую одежду, а также марийский народ обращается к Богу с молитвами о благополучном исходе всех обрядов. На открытом огне пекут блины (олицетворение солнца), в печи готовят туара (сухие сырники), ватрушки и пироги, отваривают яйца (символ зарождения новой жизни), готовят квас, медовый напиток и пиво. Специально катают  вручную с молитвами восковую свечу. Все приготовленные угощения и свечи размещают в корзине (их необходимо донести до места моления в целости).

 

И.М. Ямбердов «Чумбылат курык (Гора Чумбылата)»

 

Н.М. Лукиянов «Мари моление. Таныгин А.И.»

Н.М. Лукиянов «Мари моление. Таныгин А.И.»

Около полудня люди собираются в поле или в молельной роще, ритуальная еда ставится на пихтовые ветки, разжигается костёр, рядом ставится ковшик с пивом, куда бросают кусочки от всей выпечки в дар богам. Марийцы просят бога Агавайрем Юмо о том, чтобы всходы зерновых радовали, чтобы дожди были тёплые, ветер ласковым, а урожай богатым; чтобы хватило сил и здоровья собрать выращенный урожай (Бог Агавайрем объединяет силы солнца, луны, звёзд, ветра, дождя). Во время чтения молитвы карты прежде всего обращались к богу Агавайрем Юмо (Богу праздника пашни), затем последовательно к Тӱня Юмо (Богу света), Кече Ава (Матери солнца), Кӱдырчо Юмо (Богу грома), Волгенче Юмо (Богу молнии), Мланде Ава (Матери земли). Карты во время молений обращались также к Миколо Юмо – Николаю Чудотворцу, Христос Юмо – Иисусу Христу.

А.Т. Бугаев «Агавайрем»
А.Т. Бугаев «Агавайрем»

М.С. Поляков «Моление о мари»М.А. Полякова «Лунгалтыш. Качели»

М.С. Поляков «Моление о мари»
М.А. Полякова «Лунгалтыш. Качели»

После окончания моления Агавайрем у марийского народа принято проводить игры: участники моления дарят с наилучшими пожеланиями друг другу яйца; качаются на качелях, чтобы тело было лёгким; прыгают через костёр и просят у Духа Огня очищения, освобождения от болезней и тяжести тела. Каждый проходит босиком по три круга вокруг кострища по ходу движения солнца, чтобы крепче была связь с Духом Земли.

Участники Всероссийского пленэра также общались с местными жителями деревни Немда-Обалыш, посещали марийские дома, изучали быт народа. Художники с теплотой отзывались о новоторъяльцах и до глубины души были тронуты гостеприимством, искренностью, добротой, сердечностью марийского народа.

Художники за работойЖители Нового Торъяла позируют художникам

Художники за работой
Жители Нового Торъяла позируют художникам

В итоге мастерам удалось создать искренние произведения на тему жизни, уклада, традиций  народа мари, которые были показаны в Новоторъяльском Доме культуры.

Экспресс-выставка пленэрных работ в Новоторъяльском Доме культуры

Экспресс-выставка пленэрных работ в Новоторъяльском Доме культуры

В ноябре 2016 года в Национальной художественной галерее состоялась итоговая выставка пленэрных работ, на которой были представлены 57 произведений, написанных в разных жанрах и техниках.

Открытие выставки в Национальной художественной галерееОткрытие выставки в Национальной художественной галерее

Открытие выставки «Марий Эл - земля предков: традиции и современность»

Художники оценили работу в нашей республике как "возможность для накопления творческого опыта", "открытия сакральных моментов", "возможности найти свой жанр", и работы, созданные на пленэре, принадлежат «не только народу мари, но и всей России".    


Фотогалерея работ художников  

А.В. Каменев "Дом с геранью"
В.А. Бычков "Натюрморт со старинными предметами"
М.С. Поляков "Гармонист и подруги"
О.Л.Швецова "Галина Николаевна Волкова"
Ф.В.Помелов "Марийская утварь"
Мхеян А.А. "Пробьется солнце на поля"