Виртуальная выставка "Творческие путешествия художников по Волге"

Виртуальная выставка "Творческие путешествия художников по Волге"

Река Волга известна в мире с давних времен: упоминания о ней найдены ещё в античных хрониках. Для жителей России река Волга - не только одна из главных водных артерий страны: её называют матушкой, кормилицей, защитницей, красавицей. Для писателей, поэтов, художников, композиторов, режиссёров и скульпторов эта великая русская река веками была музой, свидетельницей больших и маленьких исторических событий.

На выставке "Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья" в Доме дружбы народов Республики Марий Эл представлены лучшие произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, созданные художниками республик и областей Поволжья и Приуралья.

Первое «художественное путешествие» по Волге в 1838 году совершили академики живописи братья Григорий и Никанор Чернецовы, открыв в ней неисчерпаемый источник вдохновения для художников. Плавание с целью запечатлеть «красоты отечественной природы и придать большое понятие о знаменитой русской реке» продолжалось полгода. Своими многочисленными пейзажами и зарисовками волжских городов Чернецовы поставили «красоту неизглаголенную» русской земли в один ряд с классическими красотами Востока и Запада. Помимо многочисленных этнографических и археологических материалов живописцы привезли художественную «Параллель берегов Волги», заключавшую в себе 1982 рисунка общей длиной в 746 метров.

За два года до «художественного путешествия» братья Чернецовы посетили города средней Волги, Нижегородскую ярмарку, откуда привезли большое количество зарисовок и эскизов.

Г.Г. Чернецов «Волга», 1839; холст, масло (Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)Н.Г. Чернецов «Вид Нижнего Новгорода», 1837; холст, масло (Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»)

Г.Г. Чернецов (1802-1865) «Волга», 1839; холст, масло (Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

Н.Г. Чернецов (1805-1879) «Вид Нижнего Новгорода», 1837; холст, масло (Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»)

В 1861, 1863 и 1869 годах профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов, основатель Саратовского художественного музея имени своего деда, известного русского писателя А.Н. Радищева, также совершал «творческие» путешествия по Волге. В результате этих поездок художником были созданы картины с видами волжских городов – Казани, Костромы и Нижнего Новгорода. За свою жизнь А.П. Боголюбов создал около трех тысяч произведений живописи и графики, оригинальных рисунков и акварелей, значительную часть которых завещал Саратовскому художественному музею им. А.Н. Радищева.

А.П. Боголюбов "Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд", 1862 (Нижегородский государственный художественный музей)На картине "Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд" Боголюбов изобразил нижегородскую Стрелку, место слияния рек Оки и Волги, на которой в середине XIX века располагались колокольные ряды Нижегородской ярмарки. Покупатели могли выбрать продукцию нескольких литейных заводов, предлагающих колокола разных размеров - от огромных, богато украшенных, до совсем небольших и недорогих. Любой покупатель мог лично позвонить в колокол - проверить его звучание. Так что не случайно этот "громогласный" товар был вынесен на самый край ярмарки – Стрелку Нижнего Новгорода.

А.П. Боголюбов (1824-1896) "Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд", 1862 (Нижегородский государственный художественный музей)

У профессора Международной Славянской академии, нижегородского художника Владимира Ивановича Заноги свой взгляд на Нижний Новгород. Его картина «Облака – крепости над городом», представленная на выставке «Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья», это окно, открывающее перед зрителем вид на клубящееся облаками высокое небо, отвесные и пологие берега реки, материально упругую, прохладную воду, взъерошенную танцующим ветром, и слышен даже плеск набегающей на берег речной волны. Художник говорит об этой работе так: «Облака, птицы, деревья, поля, волны - это же ноты, и, складываясь в ритмы леса, строй небес, речной прибой, в аккорды, гаммы они начинают звучать как Природа, её меняющиеся состояния - это школа для начинающего художника и академия для мастера».

В.И. Занога «Облака-крепости над городом», 2021; холст, масло

В.И. Занога (1953 г.р.) «Облака-крепости над городом», 2021; холст, масло

Художник-пейзажист второй половины XIX века Фёдор Александрович Васильев своими творческими открытиями оказал огромное влияние на развитие русской живописи. Первым серьезным и значительным знакомством с природой средней полосы России стала поездка на Волгу летом 1870 года в компании художников И.Е. Репина и Е.К. Макарова. Работа «Закат на Волге. Пейзаж с лодкой» отражает выдающуюся способность художника придавать этюдной работе целостный, завершенный характер. Художник зачастую пишет переходные состояния природы – на закате, перед грозой и после дождя, особенно выделяя образ неба.

Поэтичный взгляд на будничное течение жизни - одна из главных особенностей творчества живописца Константина Фёдоровича Юона. Сам мастер так говорил об этом: «Начало характера и начало красоты. Мне всегда хотелось примирить эти две стороны, установить между ними связь, слить людей и их суету сует с природой… Свет, земля, люди, пространства, города – все это одно и то же».

Ф.А. Васильев «Закат на Волге. Пейзаж с лодкой», 1870; холст, масло (Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова)К.Ф. Юон  «Закат на Волге. Нижний Новгород», 1911; холст, масло (Нижегородский государственный художественный музей)

Ф.А. Васильев (1850-1873) «Закат на Волге. Пейзаж с лодкой», 1870; холст, масло (Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова)

К.Ф. Юон (1875-1958) «Закат на Волге. Нижний Новгород», 1911; холст, масло (Нижегородский государственный художественный музей)

Член Нижегородского отделения Союза художников России, доцент кафедры культурологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Рамиля Радиевна Вахитова создаёт декоративные изделия из дерева с городецкой росписью.  В своём панно «Закат над Волгой» на выставке «Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья» она показывает все особенности городецкой росписи.

Своеобразие городецкой росписи родилось на стыке традиций староверческого лесного Заволжья, знаменитой Нижегородской ярмарки, влияние которой чувствовалось в экономике, быту и обычаях всего Поволжья. Порой интуитивно, но чаще совершенно сознательно мастера городецкой росписи стремились продолжать традиции нижегородской иконописи. Именно это иконное узорочье с его отточенными приёмами написания цветов и трав, их собирания в гирлянды и букеты было прекрасной школой для каждого городецкого мастера. Икона также учила красоте колорита, выразительности силуэтов, приёмам построения пространства и значительности каждой детали.

Р.Р. Вахитова Панно «Закат над Волгой» ,2021; дерево, темпера, городецкая роспись, лак

Р.Р. Вахитова (1986 г.р.) Панно «Закат над Волгой» ,2021; дерево, темпера, городецкая роспись, лак

Художник декоративно-прикладного искусства, член Нижегородского отделения Союза художников России Галина Анатольевна Груздева работает преимущественно как мастер художественного ткачества и батика. Гобелены Груздевой узнаваемы, художница обладает яркой индивидуальной манерой, в которой привлекает мастерство композиции, гармоничность цветовых сочетаний, декоративная красота форм, изобретательность в создании эффектной фактуры плетения, виртуозное использование материалов. Создаваемые художницей образы поэтичны и полны фантазии. Источник вдохновения мастера заключается в красоте родного пейзажа, в безупречных по форме и краскам цветах, в птицах, бабочках, природных явлениях. Сюжетами гобеленов становятся яркие воспоминания о родных местах. В экспозиции «Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья» ностальгическими нотками проникнута работа Г.А. Груздевой «Первый снег в городе».

Г.А. Груздева (1949 г.р.) Гобелен «Первый снег в городе», 2021; шерсть, вискоза

По Волге путешествовал известный русский пейзажист И.И. Левитан: в первую свою поездку он посетил город Васильсурск Нижегородской области, который встретил его неприветливо. На следующий год Левитан вновь поехал на Волгу и остановился в другом месте - уютном городке Плёс Ивановской области, в который потом возвращался несколько лет подряд. Волга стала для художника источником сильных впечатлений и радостных творческих открытий и свершений. Прекрасные виды и красота волжского городка привлекали многих художников: пейзажи Плёса можно увидеть на полотнах таких именитых живописцев, как А. Саврасов, И. Репин, Ф. Васильев, В. Поленов. С. Виноградов, А. Корин.

И.И. Левитан «Вечер. Золотой Плёс», 1889; холст, масло (Государственная Третьяковская галерея)А.М. Корин «Плёс. Невод», 1903; холст, масло (Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

И.И. Левитан (1860-1900) «Вечер. Золотой Плёс», 1889; холст, масло (Государственная Третьяковская галерея)

А.М. Корин (1865-1923) «Плёс. Невод», 1903; холст, масло (Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

Жигулёвские холмы Русской равнины, расположенные на правом берегу Волги, относятся к Самарской области. Жигули - единственная горная цепь на реке Волге, протянувшаяся вдоль берега более чем на 50 километров. В Жигулях расположен Национальный парк "Самарская Лука". Наибольший интерес на территории парка представляет Муромский городок - одно из крупнейших поселений Волжской Булгарии IX-XIII веков. Самарская Лука связана с именами легендарных для российской истории личностей - Ермака, Степана Разина, Емельяна Пугачева, а также с именами известных русских художников, писателей и многих других деятелей культуры.

Выдающийся маринист Иван Константинович Айвазовский редко писал реки: в его творчестве есть всего несколько картин с изображением рек Днепр и Волга. В 1884 году художник путешествовал по Волге, желая своими глазами увидеть пейзажи, которые стали популярны в творчестве многих русских художников. В письме Стасову он написал: «…от Волги я в восхищении: от Рыбинска до Самары плыли при отличной погоде». А спустя несколько лет в своей мастерской в Феодосии И.К. Айвазовский создал картины, посвящённые путешествию по Волге.

Известный художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) второй половины XIX века стоял у истоков создания Товарищества передвижных художественных выставок и создал в Академии художеств (вместе с А.П. Боголюбовым и С.М. Воробьевым) класс пейзажной живописи. В период работы в Академии М.К. Клодт ежегодно отправлялся в творческие командировки по России, в том числе и по городам, расположенным на берегах реки Волги.

И.К. Айвазовский «Волга у Жигулевских гор», 1887; холст, масло (Киевский государственный музей русского искусства, г. Киев, Украина)М.К. Клодт  «Волга у Жигулей», 1879; холст, масло (Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки)

И.К. Айвазовский (1817-1900) «Волга у Жигулевских гор», 1887; холст, масло (Киевский государственный музей русского искусства, г. Киев, Украина)

 М.К. Клодт (1832-1902) «Волга у Жигулей», 1879; холст, масло (Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки)

Илья Ефимович Репин, ещё обучаясь в Петербургской Академии художеств, под впечатлением от увиденных на Неве бурлаков, тянущих баржу, задумал картину, посвящённую тяжелому бурлацкому труду. Друг художника, живописец К.А. Савицкий, посоветовал ему отправиться к «настоящим бурлакам» – на Волгу. И вскоре Репин вместе с младшим братом Василием и художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым поплыли по Волге от Твери до Саратова. Оказавшись в районе Жигулей (на тюркских языках слово «джигули» означает «впряжённый, гужевой», так в те времена в некоторых областях России называли бурлаков), они были восхищены красотой этих мест. Три летних месяца 1870 года путешественники провели в селе Ширяево (прежнее название - Ширяев Буерак), а многочисленные наброски и эскизы, сделанные здесь, легли в основу знаменитого полотна И.Е. Репина "Бурлаки на Волге".

И.Е. Репин (1844-1930) «Бурлаки на Волге», 1870-1873; холст, масло
(Государственный Русский музей)

Однако первым художником, обратившимся к теме тяжёлого труда бурлаков, был Василий Васильевич Верещагин. В планах художника было создание большой картины, на которой фигурируют сотни бурлаков. Однако эта мечта осталась неосуществлённой: мастер смог сделать только небольшой эскиз «Бурлаков» маслом на картоне, который всё же смог привлечь небольшое внимание общественности. Теме бурлачества посвятили свои произведения и другие известные русские живописцы: Ф.А. Васильев, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, В.Е. Маковский.

В.В. Верещагин  «Бурлаки», 1866; картон, масло (Киевская картинная галерея, Украина)А. Саврасов  «Бурлаки на Волге», 1871; бумага на холсте, масло (Государственная Третьяковская галерея)

В.В. Верещагин (1842-1904) «Бурлаки», 1866; картон, масло (Киевская картинная галерея, Украина)

А. Саврасов (1830-1897) «Бурлаки на Волге», 1871; бумага на холсте, масло (Государственная Третьяковская галерея)

 

Булгары (или Болгары) - древняя столица волжско-камской Булгарии, основанная в Х веке, была крупным ремесленным и торговым центром в эпоху Средневековья. Ещё один расцвет города связан с периодом правления Золотой Орды, когда здесь были возведены монументальные постройки для монгольских ханов. Болгарское городище сохраняет до настоящего времени свои границы, оборонительные сооружения в виде вала и рва. Границы села, основанного в XVIII веке, остаются неизменными до настоящего времени. В 2014 году Болгарский историко-археологический комплекс был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город Болгары и его памятники неоднократно привлекали к себе внимание русских художников. В начале 1870-х годов Алексей Константинович Саврасов жил в Ярославле и совершал поездки по Волге. Одной из картин волжского цикла является произведение «Село Болгары», на котором художник пишет вид на Чёрную палату, здание XIV века, в котором размещался ханский суд. Ландшафт в картине обрамлен арочным проемом, разделяющим композицию на два плана – ближний, почти интерьерный, и дальний, уводящий взгляд за купол Черной палаты к далекому степному горизонту. Этот же приём Саврасов использовал и в картине «Грачи прилетели». В пейзаже «Село Болгары» проявилась и еще одна характерная примета живописного почерка Саврасова, сложившегося благодаря постоянной работе с натуры: умение наполнить картинное пространство светом, словно насытить им саму красочную поверхность.

В 1860 году Иван Иванович Шишкин за свои успехи в Академии художеств получает большую «Золотую медаль», которая давала ему право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии. Перед тем, как отправиться в долгое путешествие, он решает какое-то время побыть на родине, и в 1861 году приезжает домой, в Елабугу. Вместе с отцом, который занимался изучением истории и реставрацией памятников своего края, художник посещает архитектурные достопримечательности, в том числе и Болгарское городище. В результате этой поездки Шишкин создает два небольших этюда «Развалины Булгар. Белая палата» и «Развалины Ханской усыпальницы и Малый минарет в Булгарах».

   А.К. Саврасов (1830-1897) «Село Болгары», 1872; холст, масло (Государственная Третьяковская галерея)

   И.И. Шишкин (1832-1898) «Развалины Ханской усыпальницы и Малый минарет в Булгарах», 1861; картон, масло (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)

На картине народного художника Республики Татарстан Александра Александровича Петрова «Из глубины веков» из цикла «Памяти Булгар», которую можно увидеть на выставке «Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья» также изображён город Булгар. Поводом к созданию работ об этом древнем городе послужил приезд в 2014 году на пленэр в Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник. Особенная атмосфера древней земли, колоритные пейзажи, архитектурные памятники присутствуют на полотнах Петрова. Художник играет с широкой манерой письма, монументальными формами, скульптурной фактурой холста, и создаёт произведения, больше похожие на рельеф, чем на живопись.

А.А. Петров «Из глубины веков», 2020; холст, акрил

А.А. Петров (1951 г.р.) «Из глубины веков», 2020; холст, акрил

Волжские пейзажи завораживают непередаваемой красотой, которая проникает в самое сердце. Река Волга хороша в любой сезон - весеннее пробуждение природы, сочная зелень лета, пёстрые яркие краски осени, белоснежная зима. Великая река своими притоками и возвышенностями, мостами и переправами, городами и посёлками, вдохновила на создание живописных полотен не одно поколение русских художников. Экспоненты выставки «Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья» из республик Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Мордовия, Башкортостан, Удмуртия, Пермского края, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Саратовской областей достойно продолжают традиции своих именитых предшественников.