Виртуальная выставка "Создано с любовью…"

20 июля 2024

Виртуальная выставка "Создано с любовью…"

Каждый человек, вступая в брак, верит, что его семейная жизнь будет счастливой и со своей второй половиной они будут вместе в радости и в горе до последнего дня. Крепкие семейные союзы среди творческих людей — настоящая редкость: конкуренция, трепетное поклонение, ревность, творческие противоречия – не все готовы к таким жизненным испытаниям. Только сильные люди способны сохранять баланс между семьёй и работой, вдохновлять друг друга на создание уникальных произведений, радоваться успехам и творческим победам второй половины. В собрании Республиканского музея изобразительных искусств хранятся работы заслуженных художников Российской Федерации, скульпторов Анатолия Васильевича и Галины Петровны Медведевых, чей семейный творческий союз выдержал проверку временем.

Анатолий Васильевич и Галина Петровна Медведевы на открытии персональной юбилейной выставки Анатолий Васильевич и Галина Петровна Медведевы на открытии персональной юбилейной выставки

Анатолий Васильевич и Галина Петровна Медведевы на открытии персональной юбилейной выставки в Национальной художественной галерее города Йошкар-Олы 2 октября 2019 года (https://rmii.ru/personalnaya-yubileynaya-vystavka-galiny-i-anatoliya-med...)

Анатолий Медведев и Галина Ярыгина познакомились на первом курсе скульптурного отделения Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого, на третьем курсе поженились, а через год супруги Медведевы приехали по направлению в Марийскую АССР, где глава семьи проходил военную службу. Семья скульпторов поселилась в городе Йошкар-Оле и активно включилась в творческую жизнь Марийского края, устроившись на работу в Марийские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. Множество идей и впечатлений для творчества Медведевы получили от встреч с коллегами-скульпторами в Доме творчества Союза художников России имени Д.Н. Кардовского в городе Переславле-Залесском Ярославской области.

Творческие достижения супругов Медведевых представлены в разных жанрах скульптуры, от медальерного искусства до монументальной скульптуры, и выполнены в разных материалах: дерево, гипс, мрамор, бронза, глина. Анатолий Васильевич и Галина Петровна Медведевы говорят, что любят работать со всеми материалами, не отдавая предпочтение какому-то одному, потому что знают: что хорошо «заиграет» в бронзе, потеряется в дереве, и наоборот. Художники изо дня в день совершенствуют своё мастерство в лепке, резьбе по дереву, рубке мрамора и литье из металла.

А.В. Медведев (1946 г.р.) «Геолог». 1970-е. Дерево, резьба (https://rmii.ru)Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Якутка». Вторая половина ХХ века. Мрамор, резьба, шлифовка

А.В. Медведев (1946 г.р.) «Геолог». 1970-е. Дерево, резьба (https://rmii.ru)
Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Якутка». Вторая половина ХХ века. Мрамор, резьба, шлифовка (https://www.ugramuseum.ru)

А.В. Медведев (1946 г.р.) «Портрет гимнастки Марии Полевщиковой». 1980. Мрамор Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Портрет журналиста Брагилевской». 1996. Алюминий, литьё

А.В. Медведев (1946 г.р.) «Портрет гимнастки Марии Полевщиковой». 1980. Мрамор (https://rmii.ru)
Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Портрет журналиста Брагилевской». 1996. Алюминий, литьё (https://rmii.ru)

Скульптурные композиции мастеров передают не только внешнее сходство с реальными людьми, но и индивидуальные особенности характера и душевное состояние. Медведевы говорят, что «важно личное общение с человеком при позировании, а если это уже ушедший человек, то на помощь приходит литература, публицистика, мемуары, воспоминания современников и, конечно, никуда не деться без собственного отношения к его творчеству».

Идея скульптурной композиции «Марийка» у Галины Петровны родилась после приезда в город Йошкар-Олу в начале 1970-х годов, когда на улицах можно было встретить одетых в национальные одежды женщин: «необычно повязан платок, очень красиво обобщалась верхняя одежда». О замысле создания скульптурного портрета соседки Нади художница рассказывает так: «Невозможно лепить портрет или просто делать композицию, если не получаешь впечатление, а это интересное общение, что-то замечательное из увиденного. Именно так получился портрет девочки Нади, соседки по квартире, с очень интересным овалом лица».

Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Марийка». 1979. Дерево, резьбаГ.П. Медведева (1949 г.р.) «Портрет Нади». 1975. Гипс, тонирование

Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Марийка». 1979. Дерево, резьба (https://rmii.ru)
Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Портрет Нади». 1975. Гипс, тонирование

Скульптурная композиция «Хмель» появилась в результате встречи Анатолия Васильевича с прототипом героини в деревне Сидельниково, где семья Медведевых проводила летние месяцы. По словам Галины Петровны, её муж «работал с энтузиазмом и особым напряжением… он выложился во всей полноте таланта и мастерства». В композиции скульптором подмечены и переданы красота и пластичность женского тела, движение рук, тянущихся за гроздями хмеля, который раньше выращивали на берегах реки Волги.
 
Прототипом волынщика в одноимённой скульптурной композиции Анатолия Медведева был скульптор Ф.П. Шабердин. Скульптура вырезана из дерева, материала, который показывает Шабердина в образе могучего дерева, выросшего среди вековых лесов родной природы, без которой он не представлял ни жизни, ни искусства. Создавая из бесформенного куска материала портрет или фигуру человека, Анатолий Васильевич всегда передаёт характер, настроение, душу своего героя, вкладывая в него частичку своего сердца.

А.В. Медведев (1946 г.р.) «Хмель». 1991. Алюминий, литье А.В. Медведев (1946 г.р.) «Волынщик». 1977. Дерево, резьба

А.В. Медведев (1946 г.р.) «Хмель». 1991. Алюминий, литье (https://rmii.ru)
А.В. Медведев (1946 г.р.) «Волынщик». 1977. Дерево, резьба (https://rmii.ru/personalnaya-yubileynaya-vystavka-galiny-i-anatoliya-med...)

Кроме художественного замысла для воплощения скульптуры в материале нужны физическая сила и выносливость, поэтому создание форм для будущих скульптурных композиций Галины Петровны Медведевой берёт на себя её супруг Анатолий Васильевич. Неудивительно, что скульпторы работают в одной мастерской, поддерживая и вдохновляя друг друга на создание интересных произведений. Некоторые произведения являются плодом совместного труда семейного и творческого дуэта. Среди них можно особо отметить рельефные композиции, украсившие интерьер здания Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева и Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая.

В основе композиции шести барельефов на главной лестнице Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева - сюжеты мирового, русского и национального репертуара: "Царская невеста", "Евгений Онегин", "Акпатыр", "Жизель", "Лебединое озеро" и "Лесная легенда". На рельефах, отражающих сцены спектаклей из репертуара театра оперы и балета имени Э. Сапаева, детали костюмов, по словам скульпторов, создавались при участии театральных художников. Три года кропотливой и сложной работы увенчались успехом, супруги скульпторы говорят об этом так: «Из содержания каждого спектакля нужно было выбрать сюжет, который отражает суть произведения». Сегодня каждый человек, поднимаясь в зрительный зал по театральной лестнице, может любоваться произведениями прекрасных мастеров, скульпторов Медведевых.

Галина Петровна и Анатолий Васильевич Медведевы в мастерской за работой над скульптурными рельефами для Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика СапаеваГалина Петровна и Анатолий Васильевич Медведевы в мастерской за работой над скульптурными рельефами для Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева

Галина Петровна и Анатолий Васильевич Медведевы в мастерской за работой над скульптурными рельефами для Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева (https://nbmariel.ru)

Главный герой спектакля «Акпатыр» на одноимённом рельефе создавался скульпторами по фотографии первого исполнителя этой роли, ведущего солиста-вокалиста Марийского музыкального театра, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Марийской АССР Арсения Андреевича Венедиктова. На рельефе «Лебединое озеро» показана сцена из спектакля Государственного академического Большого театра, на которой изображён заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Марий Эл Константин Анатольевич Иванов. В настоящее время К.А. Иванов является Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл — министром культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, а также художественным руководителем театра оперы и балета имени Эрика Сапаева.

Рельеф «Акпатыр» в Марийском государственном академическом театре оперы и балета имени Эрика СапаеваРельеф «Лебединое озеро» в Марийском государственном академическом театре оперы и балета имени Эрика Сапаева

Рельефы «Акпатыр» и «Лебединое озеро» в Марийском государственном академическом театре оперы и балета имени Эрика Сапаева (https://operaballet.net)

О создании рельефной композиции для Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая супруги Медведевы рассказывают так: «Работу над созданием эскиза рельефа «Музыка» для государственной филармонии имени Якова Эшпая мы начали в 2020 году. Задача была изобразить композиторов Якова и Андрея Эшпая и флейтиста Виталия Шапкина. Было несколько вариантов эскиза, но они не выражали суть композиции. Нужно было убрать все лишнее и остановиться на трех фигурах. Так получился эскиз на фоне реки Волги, из волн которой словно выплескивается энергия. Отец и сын слушают народную мелодию флейты, благодаря которой рождается классическая музыка. Глядя на рельеф «Музыка» в Маргосфилармонии не покидает ощущение, что ещё мгновение – и раздастся лиричный голос флейты, сопровождаемый плеском волжской волны, а композиторы обессмертят эти звуки в своих нотах».

А.В. Медведев (1946 г.р.), Г.П. Медведева (1949 г.р.)  Рельеф «Музыка» в Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая (https://filmariel.ru)

Супруги Медведевы в 1970-80-е годы, приехав в Марийский край, активно включились в процесс выполнения государственных заказов на строительство памятников в районных центрах республики. Созданные скульпторами в те годы памятники и сегодня украшают многие поселки и районные центры Марий Эл. Работа по созданию бюстов, монументальных композиций, мемориальных досок выдающимся людям продолжается и в настоящее время, а скульпторы говорят об это так: «Убрать все лишнее и остановиться на главном».

А.В. Медведев (1946 г.р.) Бюст селькора Степана Лебедева. 1973. Мрамор (первая профессиональная работа скульптора)Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Скорбящие вдовы». 1977. Бетон

А.В. Медведев (1946 г.р.) Бюст селькора Степана Лебедева. 1973. Мрамор (первая профессиональная работа скульптора) (https://olacity.ru)
Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Скорбящие вдовы». 1977. Бетон (посёлок Килемары Республики Марий Эл) (https://visitmariel.ru)

А.В. Медведев (1946 г.р.) Мемориальная доска А.Т. Канкошева на фасаде здания Регионального отделения ДОСААФ России Республики Марий Эл в городе Йошкар-ОлеА.В. Медведев (1946 г.р.) Бюст С.Г. Чавайна перед зданием Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна в городе Йошкар-Оле

А.В. Медведев (1946 г.р.) Мемориальная доска А.Т. Канкошева на фасаде здания Регионального отделения ДОСААФ России Республики Марий Эл в городе Йошкар-Оле. 1976 (http://dosaaf12.ru)
А.В. Медведев (1946 г.р.) Бюст С.Г. Чавайна перед зданием Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна в городе Йошкар-Оле. 1989. Мрамор (https://nbmariel.ru)

Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Проводы. Год 1941-й». 1991. Бетон (село Кужмара Звениговского района Республики Марий Эл)А.В. Медведев (1946 г.р.), Г.П. Медведева (1949 г.р.) Памятник медицинским работникам у здания Йошкар-Олинского медицинского колледжа

Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Проводы. Год 1941-й». 1991. Бетон (село Кужмара Звениговского района Республики Марий Эл) (https://rmii.ru/personalnaya-yubileynaya-vystavka-galiny-i-anatoliya-med...)  
А.В. Медведев (1946 г.р.), Г.П. Медведева (1949 г.р.) Памятник медицинским работникам у здания Йошкар-Олинского медицинского колледжа. 2023. Бронза, камень. (https://mari-el.gov.ru)

В 80-90-х годах ХХ века Галина Медведева создала ряд выставочных медалей, многие из которых посвящены её коллегам-художникам. Её муж Анатолий Васильевич, как и некоторые другие художники из Республики Марий Эл, также пробовал себя в медальерном искусстве, но Галина Петровна внесла в эту разновидность скульптуры, как пишет известный искусствовед Г.И. Прокушев в книге «Очерки о художниках Марий Эл», «своё лирическое мировосприятие, мягкую бережную лепку, одухотворённость образов известных марийских художников».

А.В. Медведев (1946 г.р.) Медаль «Ключников-Палантай». 1990. Бронза, литье Г.П. Медведева (1949 г.р.) Медаль «А.В. Фомин». 2002. Металл, литьёГ.П. Медведева (1949 г.р.) Медаль «Б.С. Пушков». 1999. Алюминий, литьё

А.В. Медведев (1946 г.р.) Медаль «Ключников-Палантай». 1990. Бронза, литье (https://rmii.ru)
Г.П. Медведева (1949 г.р.) Медаль «А.В. Фомин». 2002. Металл, литьё (https://rmii.ru)
Г.П. Медведева (1949 г.р.) Медаль «Б.С. Пушков». 1999. Алюминий, литьё (https://rmii.ru)

Анатолий Васильевич и Галина Петровна Медведевы «всю жизнь «на одной волне», в мастерскую ходят каждый день, без выходных, потому что другой жизни себе не представляют, потому что творческих задумок и планов - множество, потому что много лет назад раз и навсегда «заболели» своей профессией и выздоравливать категорически не хотят. «Мы не любим делить наши работы на прошлые и нынешние, - поделился своими мыслями Анатолий Медведев. – Ведь если скульптура, портрет или композиция получились, то значит, они всегда будут интересны людям, у них нет срока давности, так же как у хороших, душевных песен». (Анатолий и Галина Медведевы: «Каждая работа должна рождаться в любви» / М. Оленева // Марийская правда. – 2020. – 27 окт. – С. 20-21)