Подлинная реальность Измаила Ефимова
Подлинная реальность Измаила Ефимова
Многогранное творчество почётного члена Российской академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Республики Марий Эл Измаила Варсонофьевича Ефимова соединяет реалистический взгляд на окружающую действительность с условно-символической трактовкой этнического материала. Индивидуальное восприятие мира и передача его современными изобразительными средствами делают произведения И.В. Ефимова неповторимыми и оригинальными.
Измаил Варсонофьевич Ефимов (фото П. Васильева)
Измаил Ефимов родился 14 ноября 1946 года в деревне Порандайкино Горномарийского района Марийской АССР. Его детство и школьные годы прошли в населённом пункте под названием выселок Революция, в котором некогда располагался Вершино-Сумский Введенский женский монастырь. Монастырь располагался в живописных местах: сочные зелёные просторы полей и заливные луга Присурья, аромат цветущих садов, запахи скошенной травы и спелых яблок. Красота природы во всех её проявлениях формировала у будущего художника умение видеть прекрасное в окружающем мире. Значительное влияние также оказала традиционная культура народа мари: праздники, обряды, народные танцы, песни и сказки.
Этюд (выселок Революция), 1979; оргалит, масло
Пейзажный этюд (выселок Революция), 1985; оргалит, масло
Именно поэтому Измаила Ефимова с детских лет привлекал процесс рисования. Сначала он использовал для творчества всё, что попадалось под руку, но со временем мама, которая всегда поддерживала сына в его увлечении, стала привозить ему с рынка настоящие альбомы, карандаши и краски. Так увлечение рисованием переросло в стремление Измаила получить художественное образование. После окончания 7-летней школы Ефимову предлагали учиться на тракториста, но он выбрал для себя другой путь, и в 14 лет поехал поступать в Нижегородское художественное училище. Провалив экзамены, Ефимов не опустил руки, вернулся в школу и продолжил учёбу.
В старших классах школы Измаил Варсонофьевич познакомился с художником Иваном Михайловичем Пландиным, который стал его наставником и помог подготовиться к поступлению в Казанское художественное училище. В Казани Измаилу тоже очень повезло с преподавателем. Его учителем стал опытный педагог и художник Василий Кириллович Тимофеев, который разглядел в начинающем художнике талант и способствовал его развитию.
В 1971 году, сразу после окончания училища, Измаил Ефимов поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. В 70-е годы в институте училось много иностранцев, обучение проходили студенты из всех союзных республик. Высокий уровень конкуренции среди студентов стимулировал развиваться, искать свой стиль, оттачивать мастерство. В итоге из института выходили яркие и самобытные художники. Москва с её музеями, выставками, театрами дала молодому художнику всё, что он мог и хотел взять.
Картина «Провожают на фронт» сразу выдвинула И. Ефимова в число ведущих мастеров живописи Республики Марий Эл. Это произведение стало итогом серьезных размышлений, и художник говорил о нём так: «…Хотелось показать веру наших людей в победу, в правду и, несмотря на драматичность событий, сделать так, чтобы в картине звучала оптимистическая нота…». Это произведение отмечено премией ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры и Союза художников РСФСР. За наградой последовали республиканские и всесоюзные выставки в Москве.
«Провожают на фронт», 1979; холст, масло
Измаил Ефимов участвовал в восстановлении росписей в храмах Горномарийского района Республики Марий Эл. В начале 80-х годов ХХ века по просьбе отдела культуры И.В. Ефимов восстанавливал роспись Собора Смоленской иконы Божией Матери (Смоленского собора), храма-памятника царю-освободителю Александру II, одного из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленный ещё при жизни царя. Собор был построен в 1867 году в городе Козьмодемьянске. По данным документального фонда Художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева города Козьмодемьянска, «в 1930 году в храме был открыт музей, а все стены окрашены известью, чтобы не было видно росписей. В дальнейшем стены были частично отмыты, и росписи на них восстановлены Измаилом Ефимовым. Сюжет росписи: ангелы и ученики Иисуса Христа». А до этого художник в течение двух сезонов восстанавливал росписи в Храме Троицы Живоначальной в селе Емелево, построенном в 1876 году.
Собор Смоленской иконы Божией Матери г.Козьмодемьянск (https://sobory.ru)
Церковь Троицы Живоначальной с.Емелево (https://sobory.ru)
В многолетней работе над деревенской тематикой Измаил Ефимов ставил перед собой сложную задачу: найти и показать нравственно-этические основы народной культуры мари. В этих произведениях художник языком красок, цвета рассказывает о красоте родного края, о сельской жизни, о предметах деревенского обихода, о людях, которые живут на марийской земле, о преемственности поколений, о деревенских праздниках. Работая над этими произведениями, художник пользовался богатым натурным материалом.
«Поляна праздников», 1983–1990; холст, масло
«Воспоминания о весне», 1981; холст, пва, масло
В последующие десятилетия художник успешно воплощает на полотнах свои новые идеи, принимает участие в престижных выставках, завоевывает награды и звания. Но в конце 80-х годов ХХ века у Ефимова, как и других художников произошла смена приоритетов в творчестве. Предыдущий творческий опыт стал базой для формирования нового мировоззрения. Запас жизненных наблюдений, накопленных знаний в виде исторического, этнографического, фольклорного материала финно-угорских народов требовали новых форм творческого выражения. В результате появилась экспериментальная серия живописных и акварельных работ условно символического абстрактного стиля.
Итогом творчества художника в реалистическом направлении явилась картина «Шествие». Измаил Ефимов попытался переосмыслить «исторический путь» марийского народа, остро обнажив трагедию социалистического образа жизни. «Шествие» стало своеобразной исповедью художника. Живописец нашёл точный художественный приём (движение по кругу), которым выявлено движение в никуда, топтание на месте. Яркие саркастические образы придают картине достоверность, поражают своей откровенностью. После «Шествия» перед художником встал вопрос выбора в творчестве нового пути.
«Шествие» (первый вариант картины), 1986; оргалит, темпера, пва
«Шествие», 1990; холст, темпера, пва
В дальнейшем Ефимов продолжил свои эксперименты с целью найти новый язык, обновить свой творческий потенциал оригинальным стилем. В этот период было создано несколько самостоятельных серий работ. В ходе творческих экспериментов художник более трёх лет не принимал участие в выставках и только после окончательного оформления новой концепции в своём творчестве решился показать свои произведения публике. На выставке в Хельсинки в 1993 году было представлено около 30 акварельных работ, в которых зрители увидели совершенно новое направление в искусстве с переплетением элементов архаики, язычества, космогонизма и модернизма.
После выставки в Финляндии началась более целенаправленная, систематическая работа. К тому времени Ефимов обрёл собственный стиль, методику раскрытия образов, которые были в его фантазиях и внутреннем мире. С тех пор он участвует в многочисленных выставках и проектах в родственных финно-угорских странах и регионах России. Картина «Зоомистерия», по мнению художника, промежуточный итог экспериментальных поисков.
«Зоомистерия», 1990; холст, масло
Активно используя язык архаической символики, Измаил Варсонофьевич отклонился от реалистической манеры и переключился на условно-символические формы и образы. Новое стилистическое направление было обозначено культурологами как «этнофутуризм»: историческое прошлое, духовное наследие (этно) и открытое будущее (футуризм), выраженное в авангардных формах. Идея состоит в слиянии двух противоположностей в культуре: с одной стороны, своё и древнее, с другой стороны - всемирное и новое. Это направление даёт чрезвычайную свободу для творческих поисков в искусстве. Искания Измаила Ефимова определили переход марийского изобразительного искусства к новой методологии, обеспечивающей глубокое проникновение в сферу этнической психологии, более активное воздействие художника на народное сознание.
Картину Измаила Ефимова «Этнографический этюд» можно назвать своеобразным Манифестом марийского этнофутуризма. В извечном противостоянии с тьмой свет побеждает тогда, когда он осенен сложившимися в веках ценностями родного народа. Они зашифрованы в «строках» марийского орнамента, прорезающего тьму и прокладывающего дорогу свету. Элементы орнамента и символика цвета с древности служила своего рода «письменностью», несла человеку информацию о мире, его устройстве, месте человека в нем. Обрести свет, а, значит, и будущее можно только опираясь на свои истоки, оживив свои «корни», говорит нам художник.
«Этнографический этюд», 1990; холст, масло
В этнофутуристических произведениях Измаила Ефимова через движение узоров и линий, взаимодействие плоскостей, через элементы марийского орнамента и их символику художнику удается показать зрителю место исконных традиционных ценностей в современном мире. Выбранная художественная форма Измаила Ефимова, которую можно назвать и «орнаментальной», и «декоративно-узорчатой», или «просто абстрактной», позволяет говорить со зрителем первообразами, погружая в традиции мифологического и языческого миропонимания народов, окружающего мира и космоса.
«Порождение железа», 1995; бумага, акварель
Цикл «Калевала» «Сон кузнеца Ильмаринена», 2002; бумага, акварель
Ещё одной гранью художественного творчества Измаила Варсонофьевича Ефимова является его обращение к теме геральдики. С 1997 по 2011 годы И.В. Ефимов был главным герольдмейстером при Президенте Республики Марий Эл и одновременно с 1997 по 2003 годы являлся председателем Геральдического совета при Президенте Республики Марий Эл. С 2006 года – действительный член Гильдии геральдических художников Российской Федерации, с 2014 года – эксперт Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации. Измаил Ефимов - автор Государственного герба и Государственного флага Республики Марий Эл, штандарта и должностного знака Президента Республики Марий Эл, большинства гербов и флагов муниципальных образований республики, личной и корпоративной геральдики.
Герб Республики Марий Эл (2006-2011) (https://geraldika.ru)
Флаг Республики Марий Эл (2006-2011) (https://geraldika.ru)
Герб Волжского района Республики Марий Эл (https://geraldika.ru)
Герб Новоторъяльского района Республики Марий Эл (https://geraldika.ru)
Карандашные рисунки являются постоянной творческой параллелью станковой живописи Измаила Ефимова. Часть рисунков носит характер непосредственных набросков и зарисовок. Чаще всего это портретные изображения и фигурные композиции. Рисунки художника отличаются завершенностью с тщательной проработкой деталей. Это не быстрые зарисовки, а вполне самостоятельные образы, созданные в присущей только Ефимову творческой манере.
«Фронтовая песня», 1974; бумага, уголь
«Ждут невесту», 1983; бумага, графитный карандаш
В 2007 году вышел альбом о творчестве И.В. Ефимова «Живопись. Рисунок. Геральдика», который посвящен памяти матери художника. Альбом с репродукциями картин охватил почти весь творческий путь художника, хотя многие произведения в него не вошли: значительная часть его работ находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Измаил Варсонофьевич - постоянный участник всесоюзных, всероссийских, региональных, зональных и международных выставок, этнографических симпозиумов, пленэров изобразительного искусства.
В 2017 году Измаил Ефимов принял участие в Х Международном этнофутуристическом симпозиуме «Тур но пар» в деревне Ӟозлуд-Какся, Вавожского района Удмуртии. По словам художника, «Удмуртия – это, пожалуй, единственное место в финно-угорском мире на территории России, где так развито этнофутуристическое направление …Такие симпозиумы – неиссякаемый кладезь вдохновения». На этом симпозиуме перед художниками ставились разные задачи, одной из которых была роспись ворот деревенского дома. Ворота (капка) – граница между жизнью семьи и деревенской жизнью, внешним миром и миром внутренним, поэтому на расписанные ворота нужно смотреть интуитивно, внутренне прочувствовать энергию, заложенную в росписи. Измаил Варсонофьевич украсил ворота «канатными узлами» - оберегами, означающими благополучие и счастье. Также вместе с другими участниками симпозиума, он декорировал спилы брёвен.
«Узлы – обереги», 2017(из личного архива И.В. Ефимова)
В Финно-угорском этнокультурном парке в селе Ыб Сыктывдинского района Республики Коми в августе 2018 года проходил этнофутуристический симпозиум «Архаика и Современность». В рамках симпозиума художники побывали в художественной усадьбе Юрия Филипповского в деревне Разгорт, в отделе этнографии Национального музея, погружались в архаичные пласты коми и в целом финно-угорской культуры, их историко-культурный и природный ландшафт. "Понять друг друга через искусство" – именно под таким девизом проходило сотворчество художников в едином пространстве симпозиума.
Измаил Варсонофьевич Ефимов, участвовавший в этом этнофутуристическом симпозиуме, во время экскурсии в Национальном музее Коми увидел орнамент на прялках, который использовал в своей живописи основоположник абстрактной живописи в России Василий Кандинский. Эскизы будущих картин Измаил Ефимов увидел во сне. Диптих написан по мотивам вычегодской росписи на предметах быта коми-зырян и творчества В.В. Кандинского, побывавшего в Вологодской губернии в 1889 г. По словам И.В. Ефимова, он «прочувствовал северный климат до такой степени, что стал видеть его отражение в вашем национальном менталитете. Это прагматичный и суровый характер. Аутентичный материал, который, к счастью, еще сохранился у вас, способствует пробуждению особых сакральных чувств. Это дает мне толчок писать такие картины. Причем интерпретация их может быть абсолютно свободной. Я всего лишь фиксирую на холсте свои впечатления от увиденного».
Диптих «Диалог с Кандинским в Коми», 2018; холст, акрил (https://museumkomi.ru)
Традиция проведения пленэров в Республике Марий Эл была заложена в 2011 году. По инициативе Марийского регионального отделения Союза художников России, при поддержке Правительства Республики Марий Эл был проведён пленэр «Портрет Города: Йошкар-Ола преображённая-жемчужина Поволжья». В 2014, 2016 и 2020 годах были организованы и проведены всероссийские пленэры: "Марий Эл в зеркале искусства: взгляд современника", "Марий Эл – земля предков: традиции и современность", "Марий Эл в образах актуального искусства". В результате пленэров в Республиканском музее изобразительных искусств были сформированы тематические коллекции живописных и графических произведений на тему архитектуры города Йошкар-Олы и города Козьмодемьянска, Замка Шереметева в посёлке Юрино, а также традиционного марийского обрядового праздника "Агавайрем". И.В. Ефимов также принимал участие в этих пленэрах, и его произведения вошли в коллекцию музея. Часть из них представлена на постоянной экспозиции «Путь длиною в век» в Национальной художественной галерее города Йошкар-Олы.
«У водного стадиона», 2014; холст, масло
«Стены домов старого Козьмодемьянска-2», 2014; холст, масло
Триптих «Музейная история», 2016; холст, масло
Триптих «Вертикаль», 2020; холст, акрил
Творческие эксперименты Измаила Варсонофьевича Ефимова определили переход марийского изобразительного искусства к новой методологии: более глубокое проникновение в этническую психологию и более активное воздействие на сознание народа. Заслуженный художник Республики Марий Эл В.М. Карпеев на открытии выставки Измаила Ефимова «Этносфера» сказал так: «Господь Бог существует в трёх ипостасях. Художник — тоже творец и тоже имеет право существовать во многих ипостасях. Измаил Ефимов так и существует: реализм, этнофутуризм и геральдика. А время сделает выбор, это самый лучший ценитель…».