Душевная керамика Алевтины Шайдуллиной
Душевная керамика Алевтины Шайдуллиной
17 октября 2023 года лауреат Государственной молодёжной премии имени Олыка Ипая, художник декоративно-прикладного искусства Алевтина Андреевна Шайдуллина отмечает юбилейную дату со дня рождения. В коллекцию Республиканского музея изобразительных искусств входят изящные по форме и цветовым сочетаниям уникальные произведения искусства из глины и графические работы А.А. Шайдуллиной.
Алевтина Шайдуллина родилась в деревне Немда-Обалыш, Новоторьяльского района Республики Марий Эл. Основам изобразительного искусства она обучилась в Республиканской музыкально-художественной школе-интернате №1, по окончании которой в 1979 году поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В.М. Васнецова на отделение «Художественная роспись по керамике», где получила необходимые знания по работе с глиной, глазурями и гончарным кругом.
Алевтина Андреевна Шайдуллина
(источник: https://metr12.ru)
После окончания училища Алевтина Андреевна возвращается на родину, где любовь к марийскому краю становится вдохновением для её творчества. Знания, полученные в училище, Шайдуллина закрепила, работая в цехе керамики Йошкар-Олинского кирпичного завода «Имени 12 лет Октября». Именно там она освоила тонкости работы с гончарным кругом, когда столкнулась с тем, что не чувствовала гармонию между формой, пропорцией и декором. Алевтина Шайдуллина рассказывает об этом так: «… гончарный круг – это просто волшебство. Это магия. Пальчиком чуть двинешь глину, форма тут же меняется…» После того, как в цехе установили гончарный круг, она смогла на практике освоить лепку, роспись и тонкости обжига глиняных изделий.
Глина считается основой для гончарного дела. Смешанная с водой, она создаёт тестообразную массу, из которой потом и получаются оригинальные вазочки и украшения. Но, как говорит мастер, «глина глине рознь и далеко не из каждой получится шедевр. Она должна быть обогащена всеми необходимыми химическими элементами, чтобы в процессе обжига изделие не вздулось, не треснуло». Для человека, работающего с глиной, самое главное научиться управлять глиной: нужно знать особенности массы и научиться понимать ее. Глина – это живой материал с непростым характером, который чутко отражает настроение и тепло рук мастера.
С 1989 года А.А. Шайдуллина занимается созданием эксклюзивных изделий из глины: скульптурные композиции, подсвечники, вазочки, украшения, панно. Известный марийский искусствовед Г.И. Прокушев в своей книге «Очерки о художниках Марий Эл» пишет об этом так: «С 1989 года Алевтина Шайдуллина освоение глины и творческих возможностей продолжила самостоятельно, ограничившись ручной лепкой и маленькой муфельной печью».
В 1997 году Алевтина Шайдуллина получила диплом исторического факультета Марийского государственного университета.
Алевтина Андреевна работает с глиной, которая на протяжении тысячелетий давала людям не просто предметы домашнего обихода, но и помогала выразить свое внутреннее я. Процесс изготовления изделий из глины, по словам художника, «интересный, хотя трудоёмкий и порой даже долгий, требующий сосредоточенности, внимания и аккуратности. Самое увлекательное в этом деле, пожалуй, волшебство процесса, конечный результат которого практически невозможно предугадать».
Создание керамических изделий – одно из наиболее древних ремесел на земле. Само слово имеет греческое происхождение от слова «керамос», что означает «обожженная глина». С давних времен подобными изделиями принято было украшать дом. Сегодня интерьерная керамика является одним из самых привлекательных элементов декора, который способен наполнить теплотой и уютом любой дом, квартиру или офис. Вдохнуть живой дух в интерьер можно с помощью милых декоративных элементов, среди которых особо выделяются керамические статуэтки, панно и вазочки, созданные Алевтиной Шайдуллиной. Это не просто куски глины: в них вложены чувства, эмоции, позитивные мысли и пожелания мастера.
«Единство», 1997; глина, глазурь, лепка
«Яблоня», 2000; керамика, дерево, лепка, глазурь, мозаика
«Осень», начало ХХI века; керамика, потечные глазури, соль кобальта
«Козлик», 1998; глина, глазурь, лепка
Главным персонажем выставки А.А. Шайдуллиной «Расскажите, птицы…», открывшейся в Республиканском музее изобразительных искусств в конце 2020 года является птица, образ которой присутствует на всех произведениях мастера. Именно птицы, по мнению автора, лучше всего выражают человеческие стремления, чувства, ощущения. Алевтина Шайдуллина использует образы птиц, в том случае, когда её личные переживания рвутся быть воплощенными в её работах.
«Курочка-свистушка», вторая половина ХХ века; глина, глазурь, лепка
«Природа», начало ХХI века; глина, дерево, лепка, процарапка, цветная глазурь
Произведения Алевтины Шайдуллиной очень женственны и наполнены бесконечным очарованием, и украшения играют в её творчестве немаловажную роль. В этих работах гармонично сочетаются творческое авторское начало, уникальная красота и современное виденье женских украшений. Украшения из глины были популярны во все времена, и в современном мире они не теряют совей актуальности. Авторские украшения эксклюзивны: они создаются мастером только в одном экземпляре. Более того, уникальная форма керамических украшений, яркие цвета и авторская роспись создают уникальный художественный стиль, способный добавить очарования любому образу.
«Комплект украшений», 1999; глина, цветная глазурь, лепка
«Бусы», 1997-1999; глина, цветная глазурь, роспись
Особое место в творчестве А.А. Шайдуллиной занимают украшения по мотивам марийской вышивки. По словам мастера, «марийский орнамент геометрический, труден в исполнении». О процессе создания украшений Алевтина Шайдуллина рассказывает так: «Сначала из глины делается лепешка, из которой вырезается необходимый элемент (например, подвеска). Потом с помощью воды придаётся форма, наносится орнамент. Готовое изделие сушится в печи при температуре почти 1000 градусов и расписывается глазурью». На первый взгляд всё просто, но в результате получается уникальное авторское украшение, сделанное в национальных традициях и несущее в себе радость и тепло.
Галстук «Марийский», начало ХХI века; керамика, процарапка, цветная глазурь, нихром
«Комплект украшений», 1999; глина, цветная глазурь, лепка
Не менее изящны графические произведения и художественные открытки Алевтины Андреевны Шайдуллиной, которые также входят в коллекцию Республиканского музея изобразительных искусств.
Серия «Деревья в городе», 1990; бумага, гуашь
Серия художественных открыток,1997–1999; бумага, смешанная техника
Творчество Алевтины Андреевны Шайдуллиной вызывает огромный интерес у профессионалов и обычных любителей прекрасных изделий. Как пишет в своей книге «Очерки о художниках Марий Эл» искусствовед Г.И. Прокушев: «Каждая новая встреча с удивительно тёплыми, привлекательными произведениями художницы, будь то женские украшения, вазы или керамические панно, доставляет истинное эстетическое наслаждение. Их хочется видеть снова и снова, восхищаться духовным богатством, пластическим и цветовым разнообразием.» Те же самые слова скажет любой человек, посетивший хотя бы одну из персональных выставок художника-керамиста Алевтины Андреевны Шайдуллиной.