Виртуальная выставка "Прогулка по городу К"

"Прогулка по городу К"

Образ г. Козьмодемьянска в работах художников из собрания Республиканского музея изобразительных искусств

В начале XXI века, как и сто лет назад, приближаясь на пароме или теплоходе к причалу города Козьмодемьянска, испытываешь примерно те же чувства, что и пассажир парохода "Герцен" Илья Ильф, корреспондент газеты "Гудок", более известный как один из авторов бессмертного произведения Ильфа и Петрова "12 стульев".
Кстати, именно этот факт положил начало магическому превращению Козьмодемьянска в Васюки.  22 июня 1927 года на Васюкинскую землю впервые ступила нога Великого Комбинатора. Тогда Остап Бендер и предположить не мог, что его авантюра с "междупланетным шахматным конгрессом", затеянная им, дабы обогатится, разовьется до таких масштабов.

Алдушкин С.С. - "Холодный день на Волге" (2014 г., бумага, акварель)
Пушков Б.С. - "Волга. Летний день" (1999 г., холст, масло)

Но обо всем по порядку…

По преданию, Иван Грозный, возвращаясь со своим войском после покорения Казани, остановился на ночлег на высоком берегу Волги, откуда открывался великолепный вид на волжские берега. Царь счел это место стратегически выгодным и решил основать здесь город-крепость. Поскольку это произошло накануне Дня святых врачевателей и чудотворцев, бессребреников Козьмы и Демьяна (1 ноября), город был назван Козьмодемьянском.

Но это только легенда, а, согласно историческим фактам, после взятия Казани в 1552 году, чтобы избежать восстаний, в Среднем Поволжье стали строиться города-остроги и в 1583 году был основан и один из них - Козьмодемьянск. Местные князья всегда были вместе с русским народом в борьбе против Казанского Ханства.

Согласно легенде, князь Акпарс, играя на гуслях, незаметно измерил шагами расстояние, на которое нужно вырыть ров, необходимый для подрыва крепостной стены. Так его хитрость и отвага помогли захватить Казань, а имя князя Акпарса навсегда вошло в историю.

Осокин Г.М. - "Акпарс" (1984 г., холст, масло)

К началу XVII века Козьмодемьянск был уже крупным торговым и ремесленным центром, где проживало немало торговцев и купцов. В конце XVIII века в городе начинают строиться каменные дома и церкви. Принимая во внимание огромные леса, который еще во времена Петра Первого поставляли для строительства русского флота, к середине XIX века этот город превратился в один их крупнейших поставщиков леса, который соперничал в свое время даже с Архангельском.

Пландин И.М. - "На Волге. Сплав." (1940-е, картон, гуашь)
Карпов Н.П. - "Плоты на Волге" (II половина XX в., холст, масло)

В 1920 году была образована Марийская автономная область и, казалось бы, город должен был стать центром Марийского края, но все новые транспортные магистрали прошли мимо города, а речное сообщение перестало иметь стратегическое значение. Козьмодемьянск стал провинциальным городком.

Но, возможно, не случаен этот исторический вираж, который позволил городу сохранить свой неповторимый уездный колорит и стать городом трех эпох. С одной стороны, в нем построены современные, высотные дома, школы и магазины. С другой, здесь живет дух эпохи XIX века, навеянный тихими старинными улочками, домами с кружевной резьбой и времени 20-30-х годов XX века, описанные в незабвенном романе.

Осокин Г.М. - "Вид на Козьмодемьянск" (1944 г., бумага, гуашь)
Пландин И.М. - "Пейзаж (ул. Чкалова г. Козьмодемьянск)" (1940-е, картон, масло)

Традиционно осмотр достопримечательностей начинается с пристани. Поднимаясь вверх по живописной улице, предстаешь перед купеческим домом Пономарева, который был построен еще в XIX веке. После революции здесь был основан музей и назван в честь своего основателя — А.В. Григорьева.

Александр Владимирович Григорьев — художник, председатель Козьмодемьянского уездного комитета РКП(б). Детство и юность провёл недалеко от города Козьмодемьянска. Получил образование в Казанской художественной школе и Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Один из основателей АХРР – ассоциации художников революционной России, до 1927 года — её председатель. Основатель и председатель объединения "Союз советских художников" (1928—1932). Заместитель директора Третьяковской галереи, художественный редактор Госиздата, заведующий отделом Музея Революции.

Михайлин И.А. - "Портрет А.В Григорьева" (1990 г., бумага, линогравюра)
Бакулевский А.С. - "Портрет А.В. Григорьева" (1990 г., бумага, ксилография)

«А началось все с гражданской войны. Тогда по волжским городам путешествовала Волжско-Камская передвижная выставка, которую организовали художники Казани (П.А Радимов, Г.М. Медведев). Когда картины доехали до Козьмодемьянска, грянула Гражданская война. Сопровождавшие выставку просто побоялись вести её дальше. В 1919 году А.В. Григорьва назначили начальником отдела образования, и, увидев картины, он решил организовать в городе уездный краеведческий музей, который впоследствии сам называл «Малой Третьяковкой», поскольку здесь было собрано много работ русских художников начала века… И.Айвазовского, Р.Судковского, Т.Неффа, Л.Каменева, К.Маковского, П.Кончаловского, А.Корзухина, И.Машкова и других. А.В. Григорьев пополнял коллекцию: кто-то дарил ему картины, кто-то продавал. Он хлопотал и получал картины из Москвы из Центрального хранилища государственного музейного фонда. В 1922 году Александра Владимировича отзывают в Москву. После смерти Григорьева, его жена – Евгения Григорьевна – передала в дар музею живописные полотна, графику Григорьева и других художников, а также архив.  В художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева представлена лучшая экспозиция произведений его учителя - Н.И. Фешина".

Лаврентьев З.Ф. - А.В. Григорьев (1990 г., ДВП, масло)
Михайлин И.А. - Портрет В.М. Лихачева (1982 г., бумага, сухая игла)

Если искать адрес музея в путеводителях – это ул. Лихачева, дом 10. Ещё одно знаменательное имя в истории не только Козьмодемьянска, но и России.

Лихачев Василий Матвеевич. Родился в 1882 г. в г. Козьмодемьянск, в семье мещан. Окончил Козьмодемьянское городское училище, Казанское земледельческое училище. В 1906 г. один из создателей Козьмодемьянской социал-демократической организации. Секретарь Московского комитета РСДРП (партийная кличка Влас). Один из руководителей вооруженного восстания и установления советской власти в г. Москва. Похоронен в Москве, на Красной площади у Кремлевской стены. Именем Лихачева назван автомобильный завод в Москве (ЗИЛ).

Бушуев И.В. - "Галерея им. Григорьева" (2014 г., картон, ДВП, масло)
Помелов Ф.В. - "Улица Лихачева в Козьмодемьянске" (2014 г., холст, масло)

Недалеко от музея "товарища Бендера" расположена Стрелецкая часовня (Часовня Спаса Нерукотворного). Она была построена в 1697-1698 гг. 240 стрельцами, жившими в Козьмодемьянске, во исполнение обета, данного ими по благополучном возвращении из азовского похода Петра I против крымского хана (1695-1696 гг.). Часовня в начале XIX века была приписана к Свято-Троицкой церкви, которая стоит над Волгой на Пугачевой горе — к ней можно подняться либо от Стрелецкой часовни вверх, либо пройти до конца набережной и подняться вверх по лестнице. Храм был построен в 1733 г. в архитектурных формах XVII столетия.

О существовании г. Козьмодемьянска знал А.С. Пушкин. В августе 1833 г. он предпринял поездку по местам, связанным с Пугачевым, в результате появилась "История Пугачева", на страницах которой упоминается и г. Козьмодемьянск. По сей день одна из улиц города носит название "Пугачева гора".

Бакулевский А.С. из серии "Козьмодемьянск" (1993 г., бумага, типографская печать)

Бакулевский А.С. из серии "Козьмодемьянск" (1993 г., бумага, типографская печать)

В нижней части Козьмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный собор Смоленской иконы Божией Матери - храм-памятник царю-освободителю Александру II. Это был один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору, поставленных еще при его жизни. Был построен в 1872 г. на средства прихожан в память чудесного спасения жизни Александра II при первом покушении на него в 1866 г. Дмитрием Каракозовым. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор напоминает Храм Христа Спасителя в Москве.

Попов С.В. - "Козьмодемьянские дворики" (1995 г., картон, гуашь)
Бушуев И.В. - "Храм. Козьмодемьянск" (2014 г., картон, ДВП, масло)
Поляков М.С. - "Сентябрь в Козьмодемьянске" (2014 г., холст, масло)

Не поленитесь и пройдите вверх от реки, чтобы полюбоваться великолепным панорамным видом на Волгу и старую часть города, которая открывается из Этнографического музея под открытым небом. А потом не спеша пройдите по деревянным "улицам" музейного комплекса, представленного в виде небольшой деревни. Загляните в кузницу и жилую избу, амбары и бани, полюбуйтесь на работающую шатровую ветряную мельницу. Всё это - ожившая экспозиция памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей горномарийской стороны. А немного спустившись под горку, попадете в яблоневый сад, который ежегодно радует гостей своими душистыми плодами.

Вяткин Н.В. -  "Этнодеревня в Марий Эл" (2014 г., холст, масло)
Бушуев И.В. - "Этнографический музей" (2014 г., картон, ДВП, масло)

В любую погоду приятно пройтись по узким улочкам старого Козьмодемьянска. Радует глаз множество купеческих домов, которые сохранились до наших дней и через столько лет очаровывают своими кружевными нарядами – великолепной ажурной, накладной и пропильной резьбой.

Бакулевский А.С. из серии "Козьмодемьянск"

Невозможно пройти мимо дома конца XIX века с цокольным этажом, антресолями и мезонином. Все здание покрыто деревянными кружевами, и дополняет эту красоту небесно-голубой цвет дома, который сохранялся всеми его хозяевами. Дом строил лесопромышленник Шишокин А.И., но по причине банкротства был вынужден продать его братьям Губиным. Сегодня здесь располагается Музей купеческого быта.    В особняке сохранился изумительный по своей красоте дубовый паркет, изразцовые печи, лепнина потолков, парадная лестница с точеными балясинами. В комнатах находится резная мебель, сделанная козьмодемьянскими мастерами. Здесь есть столы, стулья, буфеты и горки со старинной посудой, напольные и подвесные зеркала и многое другое.

 

Мартьянова Т.В. - "Женская спальня" из серии "Город Козьмодемьянск"  (2004 г., бумага, гуашь)

Козьмодемьянск – это удивительный город, способный очаровать любого. И не важно, что до сих пор другие города оспаривают право являться прообразами Васюков. В него хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы полюбоваться видами на Волгу и старинными домами, которые каждый раз приоткрывают какую-либо завесу тайн.  Прогуляться вверх-вниз по извилистым улочкам, заглядывая с любопытством во дворы, и нисколько не удивляясь, что вас сопровождают козы. Их воспринимаешь, наряду с парящими в небе чайками, своеобразными проводниками в  уютный мир города К.

Кириллов Ю.В. - "Козьмодемьянск" (1993 г., картон, масло)
Муржин А.А. - "Козьмодемьянск" (1991 г., картон, масло)
 Товарова-Кошкина Н.Б.  - "Домой" (2008 г., бумага, акварель)
Малышева И.Г. - "Розовые чайки" (1995 г. , холст, масло)