Виртуальная выставка "Природа цвета", посвящённая творчеству Сергея Фёдоровича Подмарёва

31 октября 2025

Виртуальная выставка "Природа цвета",
посвящённая творчеству Сергея Фёдоровича Подмарёва (1935-1990)

Творчество заслуженного деятеля искусств Марийской АССР С.Ф. Подмарёва неразрывно связано с марийской землей, вдохновившей его на создание прекрасных произведений. Здесь сложились особенности мировосприятия художника и определился любимый жанр – пейзаж. Восхищаясь красотой марийских лесов, он научился читать природу как открытую книгу. 

Фото из личного архива семьи С.Ф. Подмарёва

Фото из личного архива семьи С.Ф. Подмарёва

А.И. Бутов (1935-1993) «Портрет Подмарёва С.Ф.». 1974 г. Картон, масло (https://rmii.ru)И.Ф. Исаков (1946 г.р.) «Этюд с художника Подмарёва Сергея». 1967 г. Бумага на картоне, масло (https://rmii.ru)

А.И. Бутов (1935-1993) «Портрет Подмарёва С.Ф.». 1974 г. Картон, масло (https://rmii.ru)
И.Ф. Исаков (1946 г.р.) «Этюд с художника Подмарёва Сергея». 1967 г. Бумага на картоне, масло (https://rmii.ru)

Сергей Подмарёв родился 3 февраля 1935 года в селе Ярымово Нижегородской области. Через некоторое время его семья переехала в город Павлов. Отец будущего художника устроился работать в Павловскую типографию, откуда приносил обрезки ватмана, которые маленький Серёжа считал лучшим подарком. Бумага в то время была дефицитом (школьники использовали для рисования поля старых газет), а белый плотный ватман как нельзя лучше подходил для самостоятельных художественных занятий талантливого мальчика. Многие его друзья тоже увлекались рисованием и организовали «кружок по интересам»: ставили дома натюрморты, писали этюды с натуры. В 7 классе Сергей Подмарёв уже руководил кружком изобразительных искусств в Доме Пионеров, участвовал в выставках. Несмотря на увлечение рисованием и уважение к людям искусства, Подмарёв не собирался быть профессиональным художником. Но перед поступлением в Горьковское художественное училище, чтобы рисовать «для себя», он заочно закончил Дзержинскую детскую художественную школу.

В 1961 году после окончания Горьковского художественного училища Сергея Подмарёва направили по приглашению товарищества «Мари художник» в город Йошкар-Олу обучать основам живописи учащихся Музыкально-художественной школы-интерната № 1. Преподавательскую деятельность он совмещал с творческой, а также участвовал в организации Марийского отделения Союза художников СССР, зональной выставки «Большая Волга». Был председателем Художественного совета, членом Правления Союза художников Республики Марий Эл.

II съезд художников МАССР. 1972 год

II съезд художников МАССР. 1972 год

Приехав в нашу республику, молодой художник увлекся историей марийского края, мифологией, традициями и национальной культурой народа мари. Сергей Подмарёв одним из первых художников обратился к марийскому фольклору, создав живописное полотно на тему национального марийского эпоса. Картину «Онар», ставшую первым большим полотном, написанным Подмарёвым на марийской земле, в 1964 году увидели гости первой выставки «Большая Волга» в Самаре. Собирательный, монументальный и вневременной образ марийского богатыря обеспечил художнику признание. Ученик С.Ф. Подмарёва, заслуженный художник Российской Федерации Е.Г. Яранов, который был свидетелем «рождения прекрасной картины: от чистого холста до последнего штриха», вспоминает об этом так: «… Такие моменты запомнились, конечно, на всю жизнь, и это погружение в профессию очень сильно помогло мне в будущем».

«Онар». 1964 г. Холст, масло (https://fumus.ru)

«Онар». 1964 г. Холст, масло (https://fumus.ru)

Вместе с другими живописцами Сергей Подмарёв ездил по марийскому краю, знакомился с интересными людьми, с национальным бытом и традиционными ремеслами, собирал старинные предметы домашнего обихода. В мастерской художника, по воспоминаниям искусствоведа Г.Н. Прокушева, был собран богатый натурный фонд: «плетёнки из ивовых прутьев, кувшины, самовары, старинная прялка с ножным приводом, древесные наросты…солидная коллекция икон…терракотовые светильники…». Эти и многие другие предметы Подмарёв использовал для создания натюрмортов в интерьере и на фоне пейзажа. Сочетание натурного материала с его творческим преломлением придают живописным полотнам Подмарёва изысканность, убедительность и художественную завершенность.

«Натюрморт марийский». 1969 г. Холст, масло (https://fumus.ru)

«Натюрморт марийский». 1969 г. Холст, масло (https://fumus.ru)

«Смена». Вторая половина ХХ века. Холст, масло (https://rmii.ru)«Осенний берег». Вторая половина ХХ века. Картон, масло (https://rmii.ru)

«Смена». Вторая половина ХХ века. Холст, масло (https://rmii.ru)
(Участник Международной межмузейной виртуальной выставки «100 лет СССР», организованной Государственным Русским музеем в 2023 году)

«Осенний берег». Вторая половина ХХ века. Картон, масло (https://rmii.ru)

В живописных произведениях Сергея Подмарёва нет «академической сухости», в них царит Жизнь. Внимательный зритель, проникнув в картину, «услышит» общение художника с окружающим миром. С.Ф. Подмарёв говорил о своих произведениях так: «Картина должна смотреться издали единым цветовым пятном. К этому меня подтолкнуло близкое знакомство с марийской природой, где лес стоит сплошной стеной, выявляя тем самым и декоративность, и звучность цвета. Вблизи же внимание зрителя необходимом привлечь более тонкими, изысканными нюансами». К этому открытию художник пришёл только через десять лет напряжённых творческих поисков.

«Пейзаж с журавлями». Вторая половина ХХ века. Холст, масло (https://rmii.ru)

«Пейзаж с журавлями». Вторая половина ХХ века. Холст, масло (https://rmii.ru)

Сергей Фёдорович со своим верным другом псом Бураном обошёл почти всю территорию нашей республики. По несколько дней длились путешествия Подмарёва по берегам речек, укромным уголкам леса, где художник наблюдал за птицами и животными, не тревожа их покой. Доктор искусствоведения С.М. Червонная называла такой образ жизни художника «беспримерным «уходом в леса», совершенно необычным явлением для российской живописи 1970-80-х годов». Постоянные лесные походы, охота, ночёвки у костра помогли художнику на своих полотнах сделать лес обжитым, знакомым до мельчайших подробностей, а встречи с его обитателями – необходимыми и желанными. Обычно природа привлекает пейзажистов внешней красотой, в лучшем случае – определенным состоянием. Пейзажи Сергея Подмарёва отображают хлопотную жизнь глухарей, уток, тетеревов, вальдшнепов, приоткрывают тайны природы, поэтизируют глухие уголки бескрайних марийских лесов.

Из личного архива семьи С.Ф. Подмарёва Из личного архива семьи С.Ф. Подмарёва

Из личного архива семьи С.Ф. Подмарёва

В пейзаже «Рассвет над Маркитаном» художник при помощи горизонтального формата, гибкой линии движения птиц, золотисто-серого колорита показал пробуждение леса и передал состояние тишины и покоя раннего утра. Крупным планом на фоне приглушённого туманом очертания леса, отражающегося в воде солнца, кустов осоки на берегу запечатлён взлёт уток с воды. Сергей Подмарёв любил наблюдать взлёт и посадку утиных семей, и умел с исключительной точностью запечатлеть это на холсте. Пейзаж написан плотным мазком, и кажется, что наблюдаешь полёт уток в реальной жизни.

«Рассвет над Маркитаном». 1984 г. Холст, масло (https://rmii.ru)

«Рассвет над Маркитаном». 1984 г. Холст, масло (https://rmii.ru)

Небольшие полянки, окаймлённые сплошной стеной мелколесья, подсказали художнику ритмическое решение композиции, позволили ограничить пространство пейзажей сравнительно небольшой глубиной, придать им колористическое единство. На картине «Вальдшнепы» Сергей Подмарёв подобно режиссёру бережно раздвигает берёзовый занавес, прикрывающий полянку с вальдшнепами, редко встречающимися в лесах марийского края, и даёт нам возможность полюбоваться птицами, которые своими длинными клювами ищут в земле еду. В окраске вальдшнепа преобладает ржаво-бурый цвет с рыжими, чёрными, серыми пестринами. Такое одеяние делает птицу невидимой на фоне жухлой прошлогодней травы, опавших листьев и переплетённых между собой ветвей. Художник отлично справляется с маскировкой трёх вальдшнепов, выбрав за основу полотна оргалит, своим оттенком напоминающий пожухлую листву, и способ нанесения краски, который сочетался с процарапыванием поверхности полотна.

Синий цвет и все его оттенки, тонко преходяще в лазурный, на живописном полотне «На зорьке» яркие, но не перегружающие взгляд. Тонкие стволы деревьев, растущих в болотистой местности, стремятся ввысь, призывая нас перевести взгляд на небо и вальдшнепов, которые не прячутся среди зарослей, а летают над деревьями и издают призывные звуки, привлекающие самок. Именно за этими сюжетами «охотился» Сергей Фёдорович и с максимальной точностью отражал их в своих пейзажах. Доктор искусствоведения С.М. Червонная так характеризовала его пейзажи: «В работах Подмарёва изображён не просто видимый окружающий нас мир, а мир прочтённый, понятый душой художника, влюблённого в эту природу, умеющего понимать единство и связи, заключённые в ней, слышать голоса, которыми говорит с нами земля, голоса предков, голоса будущего…»

«Вальдшнепы». 1979 г. Оргалит, темпера (https://rmii.ru)«На зорьке». 1989 г. Холст, масло (https://rmii.ru)

«Вальдшнепы». 1979 г. Оргалит, темпера (https://rmii.ru)
«На зорьке». 1989 г. Холст, масло (https://rmii.ru)

Искусство Сергей Подмарёва привлекает тем, что в каждом полотне присутствует нестандартность художественного решения. Художник призывает не проходить мимо красоты, быть чутким и внимательным, восторгаться всеми проявлениями природы. В нескольких картинах Подмарёв обращается к образу цветущей калины: «…мы привыкли к её красным гроздьям, а многие ли помнят, как она цветёт?» Живописное полотно «Приглашение в детство» – образ-воспоминание художника о юных годах: «цветущий куст калины – это салют нашему прекрасному детству».

«Приглашение в детство». 1985 г. Оргалит, темпера (https://rmii.ru)

«Приглашение в детство». 1985 г. Оргалит, темпера (https://rmii.ru)

Как отмечает искусствовед Г.Н. Прокушев в книге «Этюды о художниках Марий Эл», «…на протяжении десятилетий в пейзажах Сергея Подмарёва всё больше проявлялось философское осмысление жизни природы, менялся живописно-образный строй…». На картине «Пора охоты» («Вечный зов») художник изобразил себя в лодке и пса Бурана, ждущего своего хозяина на берегу реки во время очередной ночной рыбалки. По мнению Г.Н. Прокушева, «…наедине с природой, со всем мирозданием, осознаешь себя мизерной песчинкой, чувствуешь неосознанную тоску, страх одиночества».

На рубеже 80-90-х годов художник пишет лирические пейзажи, наполненные безграничной любовью к природе. Каждое полотно долго вынашивалось художником, вызревало в его сознании, и всё чаще в его пейзажах звучали нотки печали. В живописном полотне «Ожидание» чувство одиночества передано состоянием природы и силуэтом цапли, стоящей на берегу реки. Кажется, что вокруг нет ни одной живой души, которая ее поймет. Народный художник Российской Федерации Александр Сергеевич Бакулевский отмечал эту особенность творчества своего товарища так: «Он изображает не внешность природы, а её таинственную суть, характер…»

«Пора охоты» («Вечный зов»). 1982 г. Холст, масло (https://rmii.ru)«Ожидание» («Ожидание. Пейзаж с цаплей»). 1985 г. Оргалит, темпера (https://rmii.ru)

«Пора охоты» («Вечный зов»). 1982 г. Холст, масло (https://rmii.ru)
«Ожидание» («Ожидание. Пейзаж с цаплей»). 1985 г. Оргалит, темпера (https://rmii.ru)

В пейзажах Подмарева, по словам искусствоведа Г.Н. Прокушева, «поёт душа незаурядного мастера, нашедшего свою тему в искусстве, свои приёмы и методы воплощения».

Творческое наследие С.Ф. Подмарёва включает в себя не только произведения мифологического жанра, натюрморты и картины природы, но и произведения других жанров. Наиболее значимыми для художника и изобразительного искусства марийского края являются историческое полотно «За власть Советов», «Портрет Героя Советского Союза М.Н. Логинова, уроженца Марийской АССР» и «Портрет заслуженного мастера спорта СССР, Олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Зинаиды Дружининой», индустриальный пейзаж «Окраина Йошкар-Олы», полотна на тему Второй мировой войны и Великой Отечественной войны («Реквием», диптих «Берёзовый сок»), размышления о судьбах страны в триптихе «Русь» («Бег красной цапли», «Русь», «Крик в ночи»). Кандидат искусствоведения Э.М. Колчева в своей статье «100 лет марийского изобразительного искусства: национальный неоромантизм (1960-1980-е гг.)» отметила, что С.Ф. Подмарёв вместе с другими художниками, приехавшими работать в марийский край из разных областей России, «создали исключительный для марийского изобразительного искусства иконографический тип – «Марий Эл», … вводили в картину мира мари новые концептуальные образы, участвовали в расширении культурных горизонтов, обогащении представлений и формировании новых культурных архетипов», что помогало единению народа.

«За власть Советов». 1967 г. Холст, масло (https://fumus.ru)

«За власть Советов». 1967 г. Холст, масло (https://fumus.ru)

«Портрет заслуженного мастера спорта СССР, Олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Зинаиды Дружининой». 1969 г. Оргалит, масло (https://fumus.ru)«Берёзовый сок». 1974 г. Оргалит, масло (https://fumus.ru)

«Портрет заслуженного мастера спорта СССР, Олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Зинаиды Дружининой». 1969 г. Оргалит, масло (https://fumus.ru)
«Берёзовый сок». 1974 г. Оргалит, масло (https://fumus.ru)

«Реквием». 1979 г. Оргалит, металл, масло (https://rmii.ru) «Русь». 1987 г. Холст, масло (https://rmii.ru)

«Реквием». 1979 г. Оргалит, металл, масло (https://rmii.ru)
«Русь». 1987 г. Холст, масло (https://rmii.ru)

Изобразительное искусство – это всегда творческое путешествие в подсознание и глубины души художника. Творцы постоянно экспериментируют, ищут свой путь в искусстве, создавая уникальные техники в разных видах изобразительного искусства. Сергей Фёдорович Подмарёв прожил недолгую, но творчески насыщенную жизнь, которая трагически оборвалась на охоте в 1990 году. Жизнь художника продолжается в его произведениях, которые и сегодня волнуют сердца людей, и тревожат их душу. Многие произведения С.Ф. Подмарёва стали классикой марийской живописи и вошли в художественное наследие Российской Федерации. Посетив постоянную экспозицию «Путь длиною в век» в Национальной художественной галерее, вы сможете окунуться в симфонию цветов, форм и эмоций живописных произведений С.Ф. Подмарёва и других известных художников Республики Марий Эл, и унести с собой частицу этой красоты.

 

Фильм Марийского телевидения "Памяти заслуженного деятеля искусств МССР, Лауреата государственной премии С.Ф. Подмарёва", 1991 год