Виртуальная выставка, посвящённая 120-летию со дня рождения П.М. Кожина «Мгновение, застывшее в фарфоре…»

18 января 2024

Виртуальная выставка, посвящённая 120-летию со дня рождения П.М. Кожина "Мгновение, застывшее в фарфоре…"

«Украсим не только музеи – украсим наш быт!»  - под этим лозунгом проходила творческая жизнь знаменитого русского и советского скульптора Павла Михайловича Кожина.

Павел Михайлович Кожин (https://dzen.ru)Скульптор был убежден, что декоративно-прикладное искусство должно нести радость людям, делать их жизнь ярче. Поэтому свои работы он не разделял на уникальные, выставочные и образцы для серийного производства. П.М. Кожин создавал интересные жанровые статуэтки на бытовые темы, в которых у него получалось одной позой, жестом, выразительным силуэтом обрисовать характер героя. Значительную часть своих произведений он посвятил анималистическому жанру – изображению животных, птиц и рыб.

Павел Михайлович Кожин (https://dzen.ru)

Республиканский музей изобразительных искусств, в коллекцию которого входят произведения П.М. Кожина, предлагает познакомиться с творчеством выдающегося советского скульптора и его работами. 

Павел Михайлович Кожин родился 4 января 1904 года в деревне Быковка Нижегородской губернии (сейчас – Юринский район Республики Марий Эл) в крестьянской семье, занимавшейся ремеслом. Его отец был столяром-краснодеревщиком, мать - вышивальщицей, дядя - иллюстратором детских книжек. Рисовать и лепить из глины Павел любил с детства, а ещё он вырезал птиц и зверей из бумаги и наклеивал их на окно. На одарённого мальчика в сельском начальном училище обратила внимание учительница рисования, окончившая Московское строгановское училище.

Неподалеку от деревни располагалось имение графа Шереметева, где находились произведения живописи, скульптура, изделия из фарфора и хрусталя и другие произведения искусства. Впервые увидев эту красоту, тринадцатилетний Павел был очарован, и уже тогда определилась его дальнейшая судьба.

Замок Шереметева (https://zamoksheremeteva.com)Замок Шереметева (https://zamoksheremeteva.com)

Замок Шереметева (https://zamoksheremeteva.com)

Первоначальное образование Павел Кожин получил в местном сельском начальном училище, после 1917 года - в Нижегородской школе-коммуне, которую окончил в 1924 году. Одновременно с обучением в школе он был вольнослушателем Нижегородского художественного техникума, где одним из первых его учителей был известный художник Леонид Фёдорович Овсянников. Именно он посоветовал юному художнику поступать на керамический факультет Ленинградского высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). В 1926 году Павел Кожин поступил во ВХУТЕИН, где определилась его дальнейшая творческая судьба в качестве художника-керамиста.

Уникальность творчества Павла Михайловича Кожина заключается в том, что он создавал свои произведения на многих предприятиях фарфорово-фаянсовой промышленности Советского Союза. Будучи студентом, он проходил практику на заводе имени Калинина (позднее переименованном в Конаковский фаянсовый завод), где выполнял первые скульптуры в фаянсе и майолике. После получения диплома в составе бригады выпускников был командирован на Дмитровский фарфоровый завод для создания образцов росписей чайной посуды техникой аэрографии. В 1932-1934 годах заведовал керамической лабораторией Института кустарной промышленности в Москве.

В 1938 году Павел Михайлович Кожин вошёл в штат Дулёвского фарфорового завода и проработал на нём до 1971 года. В 1941 году Павел Михайлович был мобилизован в запасной стрелковый полк, в марте 1942 года направлен на работу художником на угольные шахты Подмосковья, позже освоил специальность гидрогеолога. В 1945 году Кожин вернулся к работе скульптора на Дулёвском фарфоровом заводе. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы на заводе изготавливались глазные протезы: работал цех по подбору цвета глазных яблок.  П.М. Кожин вместе с другими работниками завода помогал людям, получившим на войне увечья.

Одновременно с работой на заводе Павел Кожин выполнял работы по договорам с художественными организациями, сотрудничал с Гжельским заводом, а с 1960 года был председателем художественного совета Гжельского керамического завода.
Павел Михайлович работал в фарфоре, фаянсе и майолике, создавая произведения в литературном, фольклорном, историко-патриотическом жанре, сохранивших для потомков страницы истории страны. Умение видеть и передавать в своих произведениях разные типы и характеры людей помогало скульптору создавать яркие, колоритные и запоминающиеся художественные образы.  

«Сети», 50-60-е годы ХХ века; фарфор, подглазурная роспись«Дары Хозяйки Медной горы», 1952; майолика, подглазурная роспись

«Сети», 50-60-е годы ХХ века; фарфор, подглазурная роспись
«Дары Хозяйки Медной горы», 1952; майолика, подглазурная роспись

«В выходной день», 1964; фарфор, подглазурная роспись«После боя», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная роспись

«В выходной день», 1964; фарфор, подглазурная роспись
«После боя», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная роспись

Но больше всего П.М. Кожин любил анималистический жанр, сочетающий в себе правду натуры и красоту пластики. Любовь к марийскому краю, родной деревне и природе позволила Павлу Кожину создать большое количество фигурок птиц, животных и рыб. Живой мир напоминал ему далёкое детство. В каждой скульптуре он стремился выявить какие-то особые черты, которые «оживляют», придают определенный характер изображаемым животным. Он создавал большие скульптурные композиции, отдельные фигуры, миниатюры, изображающие зверей, птиц и рыб с их характерными движениями и повадками. Его анималистические скульптуры объединены общими чертами, присущими миру животных, и в то же время каждая из них глубоко индивидуальна. Не случайно небольшие фигурки животных получили в 1937 году Золотую медаль Всемирной выставки в Париже.

«Морской конёк», вторая половина ХХ века; фарфор, роспись«Голубь на дубе», 1951; фарфор

«Морской конёк», вторая половина ХХ века; фарфор, роспись
«Голубь на дубе», 1951; фарфор

«Бык», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная роспись«Два соболя»; 1970; керамика, подглазурная роспись

«Бык», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная роспись
«Два соболя»; 1970; керамика, подглазурная роспись

Павлу Михайловичу, наверное, единственному из рыбаков всех времен и народов, удалось «вытащить» рыб из воды и волшебством своего таланта оставить живыми в чуждой им среде. Многие скульптуры водных обитателей выпускались заводом значительными тиражами и пользовались огромной популярностью у покупателей, и в настоящее время не утратили своей привлекательности.

«Рыба-игла», 60-70-е годы ХХ века; майолика, подглазурная роспись«Скумбрия», 60-е годы ХХ века; майолика, подглазурная роспись

«Рыба-игла», 60-70-е годы ХХ века; майолика, подглазурная роспись
«Скумбрия», 60-е годы ХХ века; майолика, подглазурная роспись

«Морской угорь», 1957; майолика, подглазурная роспись«Ракушка с рыбкой», 1952; фарфор, подглазурная роспись

«Морской угорь», 1957; майолика, подглазурная роспись
«Ракушка с рыбкой», 1952; фарфор, подглазурная роспись

На протяжении всего своего творческого пути П.М. Кожин много и весьма успешно работал над бытовыми утилитарными вещами. Пепельницы, вазы, лампы, сделанные мастером, удобны и в то же время несут на себе печать большого искусства. Кожин также создавал принципиально новые художественные формы бытовых предметов: ваз, ночников, ламп, декоративных тарелок, настенных рельефов, чайных и кофейных сервизов. Большое художественное содержание этих предметов, обтекаемая форма, рельефные украшения и скромная роспись солями – всё это привлекает внимание и заставляет присмотреться. В 1958 году произведения П.М. Кожина экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе, где были удостоены Серебряной медали.

Ваза «Выборы в верховный Совет СССР», 1950; фарфор, подглазурная роспись«Пепельница с горностаем», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная росписьВаза «Выборы в верховный Совет СССР», 1950; фарфор, подглазурная роспись
«Пепельница с горностаем», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная роспись

«Кувшин», 50-60-е годы ХХ века; керамика, росписьВазочка «Лето», вторая половина ХХ века; фарфор, роспись

«Кувшин», 50-60-е годы ХХ века; керамика, роспись
Вазочка «Лето», вторая половина ХХ века; фарфор, роспись

В 1958 году П.М. Кожин создал серию скульптур «Мезозой», в которой отразил своё представление о доисторических существах. Но так называемые «динозаврики» были созданы в ограниченном количестве и входят в коллекцию музея Дулёвского фарфорового завода, а также в музейные собрания нескольких российских городов.

«Тираннозавр», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная роспись«Доисторическое животное», вторая половина ХХ века; фарфор

«Тираннозавр», вторая половина ХХ века; фарфор, подглазурная роспись
«Доисторическое животное», вторая половина ХХ века; фарфор

Созданию скульптур предшествовали выполненные мастером рисунки с натуры. В материале фигурка компоновалась вместе с окружением (для рыб - ракушки, водоросли, камни; для животных и птиц- элементы пейзажа).

«Орёл с поверженным волком», середина-вторая половина XX века; бумага, тушь, перо«Северный олень», середина-вторая половина XX века; бумага, фломастер, цветной карандаш

«Орёл с поверженным волком», середина-вторая половина XX века; бумага, тушь, перо
«Северный олень», середина-вторая половина XX века; бумага, фломастер, цветной карандаш

«Окунь», середина-вторая половина XX века; бумага, цветной карандаш, фломастер«Сом», середина-вторая половина XX века; бумага, фломастер

«Окунь», середина-вторая половина XX века; бумага, цветной карандаш, фломастер
«Сом», середина-вторая половина XX века; бумага, фломастер

Свои произведения Павел Михайлович Кожин расписывал сам или в содружестве с супругой Маргаритой Михайловной Шепелевой (Кожиной), художницей Дулёвского фарфорового завода. Искусство росписи скульптуры – одно из самых сложных для художника. Оно требует большой подготовки, острой наблюдательности, выдумки и необычной, яркой фантазии. Павел Михайлович любил выразительные подробности, умел их обыграть в мелкой пластике и подчеркнуть их значение цветом. Наиболее любимым способом декорирования работ для Кожина являлась подглазурная роспись растворами солей металлов. Эта техника считается одной из самых сложных по исполнению, но самой устойчивой к повреждениям. Палитра подглазурных красок отличалась большим разнообразием: Павел Кожин впервые усилил интенсивность их цветового звучания и расширил цветовую гамму от густо-чёрного до нежно-розового.

Подпись Павла Михайловича Кожина (https://dzen.ru)Свои работы Павел Михайлович Кожин помечал монограммой из букв «П» и «К», исполненной подглазурно кобальтом или тиснёной.

Подпись Павла Михайловича Кожина (https://dzen.ru)

В составе группы скульпторов П.М. Кожин принимал участие в создании керамических панно для станции метро Таганская в городе Москве, которая была открыта в 1950 году. На пилонах со стороны зала и платформ во всю высоту сделаны неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно военной тематики. В центре этих композиций находятся круглые медальоны с профилями бойцов Красной армии и со знаками различия видов войск: моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. 

Декоративное панно «Воины Советской Армии» на станции метро Таганская (https://www.msmap.ru)Декоративное панно «Слава героям-танкистам!» (https://dzen.ru)

Декоративное панно «Воины Советской Армии» на станции метро Таганская (https://www.msmap.ru)
Декоративное панно «Слава героям-танкистам!» (https://dzen.ru)

Павел Кожин принимал активное участие в создании Историко-художественного музея им. Г.П. Лосева в п. Юрино. В экспозиции под названием «Зал славы Юринского района», галерее выдающихся людей Юринского района, находятся его произведения, созданные на Дулёвском фарфоровом заводе. Павел Михайлович совмещал работу художника-скульптора с преподавательской деятельностью в Московском высшем художественно-промышленном училище (в настоящее время - Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова).

П.М. Кожин так говорил о своей работе на Дулёвском фарфоровом заводе: «На сцене у хорошего артиста всегда есть чувство локтя со зрителем, у хорошего оратора – с толпой. Для этого чувства мне нужен завод. Без завода – как живописец без красок». Его художественные произведения выпускались большими тиражами, а также выставлялись на отечественных и зарубежных выставках. И в настоящее время на Дулёвском фарфоровом заводе продолжают выпускать скульптуры П.М. Кожина.