Виртуальная выставка, посвященная юбилею художника Ю.И. Таныгина

12 мая 2023

Виртуальная выставка, посвященная юбилею художника Ю.И. Таныгина

Этнофутуризм - направление в искусстве финно-угорских народов, возникшее в конце ХХ века. В современном искусстве этнофутуризм является самобытным и динамично развивающимся направлением, получившим широкий общественный резонанс. Его основная идея заключается в сохранении родного языка и культурных традиций при помощи современных средств и способов выражения. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранятся произведения одного из участников первой выставки финно-угорских художников-этнофутуристов, прошедшей в 1990 году в городе Йошкар-Оле, Юрия Таныгина, в картинах которого воспоминания о детстве сливаются с образами героев национальных мифов и легенд. 

12 мая 2023 года Юрий Иванович Таныгин, лауреат Государственной молодёжной премии им. Олыка Ипая, отмечает 60-летие со дня рождения.

Ю.И. Таныгин родился в деревне Маскародо Советского района Марийской АССР.  В переводе с марийского языка словосочетание «маска родо» означает «медвежий род» и, как говорит сам художник,  «всё моё детство прошло в этой сказочной «медвежьей» деревне, и по сей день в своих картинах я возвращаюсь  туда».

Творческая жилка проявилась у Юрия Таныгина в раннем детстве: на его первом рисунке, созданном в пятилетнем возрасте, был изображён снегирь, «птичка с красным фартуком», которая в дальнейшем находит своё воплощение во многих его произведениях.

Таныгин Ю. - "Стук красной птицы" 1989; картон, маслоТаныгин Ю. - "Утро Башкирии", 1990-1991; ДВП, масло

Ю.И. Таныгин - "Стук красной птицы", 1989; картон, масло
Ю.И. Таныгин - "Утро Башкирии", 1990-1991; ДВП, масло

Художественное образование Юрий Таныгин получил в Йошкар-Олинском художественном училище и Московском государственном университете печати на факультете «Графика». С 1995 года является членом Союза художников России.

Ю.И. Таныгин в своём творчестве сумел найти переход от общепризнанного реалистического искусства к знаковой, символической, яркой живописи, которая является началом нового направления в изобразительном искусстве Республики Марий Эл.  В произведениях художников-этнофутуристов на первый план выходят мотивы созвучия смысла человеческого бытия с вечными духовными ценностями, дошедшими до нас с древнейших времён, поиск устойчивых этнокультурных ориентиров. 

Юрий Иванович Таныгин впервые осознал свою принадлежность к художественному направлению этнофутуризм в конце 1980-х годов, когда создал свою картину «Букварь детства». Художник разместил на полотне множество мелких, больших, разноцветных точек. Картину словно переполнили брызги бисера, похожие на брызги чувств. Юрий Иванович понял, что в этом присутствует что-то космическое, какая-то связь поколений, которую еще предстоит разгадать. А в этих маленьких точках зашифрованы воспоминая о прекрасном детстве, частицы марийского мира, счастья, природы, родины. Именно тогда у художника начинает четко проявляться свой особенный стиль. 

Таныгин Ю. - "Букварь детства", 1988; холст, масло

Ю.И. Таныгин - "Букварь детства", 1988; холст, масло

Сюжеты в  картинах Юрия Таныгина часто многослойны, в них одно повествование накладывается на другое, расширяя границы темы, поэтому их нужно  рассматривать внимательно, вникая в детали. Все картины художника, посвященные детству и деревенской жизни,  пропитаны безмятежным счастьем. Бабушка пела ему традиционные народные песни, рассказывала легенды марийского народа - все это богатое наследие Ю.И. Таныгин перерабатывает и отражает на холсте. По воспоминаниям художника, в детстве он очень любил ранним летним утром выводить домашний скот на луга, бегать по росе, наслаждаться красотой марийской природы.

Таныгин Ю. - "Время думает о детстве", 1989; холст, маслоТаныгин Ю. - "Бабушка из рая", 1989; картон, масло

Ю.И. Таныгин - "Время думает о детстве", 1989; холст, масло
Ю.И. Таныгин - "Бабушка из рая", 1989; картон, масло

«Представьте: лето, деревня, по центру которой стоит огромный тополь, и поздно вечером под этим лиственным шатром собираются деревенские девчата и поют марийские песни под гармонь. А мы с бабушкой засыпали в сенях под эти звуки! Я не ходил в детский садик и считаю, что это сохранило мою естественную творческую жилку» - пишет о своем детстве Юрий Таныгин.

Таныгин Ю. - "Мелодии прошлых лет", 1990; холст, масло

Ю.И. Таныгин - "Мелодии прошлых лет", 1990; холст, масло

В картине «Колыбельная» Юрий Таныгин использует свой характерный прием: внутреннее пространство дома плавно перетекает в пространство мира, природы, леса. Светило в изголовье люльки открывает зрителю одно пространство, окошко со звездой - другое, а пространство избы сливается с просторами родного края. Тут же - то ли поющая в небе, то ли качающая под самым потолком колыбель птица, и олень, который то ли глядит с настенного коврика, то ли прибежал из леса взглянуть на младенца. Условность всего представленного на полотне пространства художник подчеркнул театральным атрибутом - занавесом. Этот приём в искусстве называется «симультанность» (от лат. «сразу», «в одно время»), он характерен для примитивного искусства. А для художника «это способ прийти к ощущению единой нерасчлененной субстанции пространства-времени», которое так характерно для сновидений.

Таныгин Ю. - "Колыбельная", 1990; холст, маслоЮ.И. Таныгин - "Колыбельная", 1990; холст, масло

Ощущение безмятежного счастья, переплетение личного и общенародного – яркая черта этнофутуристического творчества Юрия Таныгина. Картина «На женитьбу» одна из центральных в творчестве художника. Ее главный персонаж – стилизованный в духе бронзовых фигурок Культурный Герой, защитник народа, его спаситель и одновременно олицетворение самого автора. Художник уверен, что картина приносит счастье: через несколько месяцев после её создания он сыграл свадьбу с любимой женщиной. Изображенная птица - символ счастья и одновременно мощный оберег этого счастья от злых сил. Ее связь с родной художнику финно-угорской культурой подчёркивается изображением больших, ярко-алых утиных лап с «шумящими» подвесками и фигурами людей, наблюдающих за героем, в одеждах национальных цветов. «Красный цвет птицы, - говорит художник, - это «красная нить» с древних времен к моим картинам».

Таныгин Ю. - "На женитьбу", 1998; холст, маслоЮ.И. Таныгин - "На женитьбу", 1998; холст, масло

 «Я человек с двумя домами: один - марийский край, другой - финно-угорский мир, - говорит о себе художник Юрий Таныгин, - если земля Онара кормила, поила и вывела меня в жизнь, то финно-угорские народы помогают мне понять огромный мир». Переезд в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в 2001 году помог художнику раскрыться более полно в творческом плане, или как говорит об этом сам художник «мною была поставлена задача: найти объединяющую, «красную нить», между родственными финно-угорскими народами – мари, ханты и манси».  Юрий Таныгин переплетает марийскую, хантыйскую и мансийскую культуры.

Первые картины, созданные Ю.И. Таныгиным в городском поселении Фёдоровский Ханты-Мансийского автономного округа: «Праздник медведя», «Вороний день», «Мать Севера».

Все живописные работы, написанные в Югре, основаны на реальных материалах, связанных с коренными народами Севера, их историей, культурой, традициями и легендами. Например, картина «Праздник медведя» создана Таныгин по легенде, в которой говорится о том, что Медведь в миропонимании ханты и манси - это не только лесной зверь, но и сын верховного бога. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Его отец уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники и, по велению богов, устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник. Образ животного в картине показан в качестве божества – покровителя умерших людей. На картине художник изобразил голову медведя, украшенную голубыми лентами с хантыйским орнаментом, поясами с орнаментом мари, бриллиантовыми бусами. Над медвежьей головой большой золотистый бубен, в который бьет колотушкой шаман. Он совершает языческий обряд, призывая медведя как тотемное божество помочь людям в их нелёгкой жизни.

Таныгин Ю. - "Праздник медведя", 2002; ДВП, маслоТаныгин Ю. - "Праздник медведя", 2002; ДВП, масло Ю.И. Таныгин - "Праздник медведя", 2002; ДВП, масло

Юрий Таныгин с особым вниманием изучает традиции, верования и сказания народа ханты. На картине «Вороний день» художником показан один из любимых мифологических персонажей хантов - Ворона-Вурни. Её ждали как первую весеннюю птицу, приносящую на хвосте тепло, ее любили, считали, что она радуется рождению детей. Прилетала Ворона в пору, когда оттепели еще сменялись сильными заморозками, она «грела свои лапки», садясь на мокрые стружки из детских люлек, которые высыпали возле специально отведенного для этого пенька. Чем больше в селении стружек у пеньков, тем вороне удобнее и теплее, тем легче переносит она морозную весну. Согреваясь, Ворона-Вурни желала семье благополучия, счастья, рождения здоровых и сильных деток.

На картине ворона изображена крупным планом на кучке стружек у остроконечного пня. Ворона сидит в холодной, заснеженной части картины. В другой половине картины, в тёплом помещении, люлька с младенцем. Ворона предстает в картине главным действующим лицом, кажется, она глубокомысленно размышляет о вселенских проблемах.

Юрий Таныгин делится впечатлениями от процесса создания картины «Вороний день: «работал в преддверии рождения дочери и провел параллель с легендой ханты, воспроизведенной в рассказе хантыйского писателя Еремея Айпина «Вороны месяц» из повести «У гаснущего очага». 

Таныгин Ю. - "Вороний день", 2003; холст, маслоТаныгин Ю. - "Вороний день", 2003; холст, масло

Ю.И. Таныгин - "Вороний день", 2003; холст, масло

В финно-угорской мифологии водоплавающая птица (утка, лебедь) выступает матерью демиургов, создавших мир. В карело-финском эпосе «Калевала» «утка красоты небесной» устроила гнездо на колене матери природы Илматар и снесла в нём золотые яйца. Но дева, ощутив их нестерпимый жар, отдернула колено, яйца «вдребезги разбились, разлетелись на кусочки», и из осколков образовалась Вселенная. В марийском мифе утка опустилась на поверхность первичного океана, снесла два яйца, из которых родились творцы мира Юмо и Йын. Образ водоплавающей птицы стал символом плодородия и женским оберегом, который использовали для украшения керамических и металлических изделий, в элементах женского костюма и символах вышивки. Юрий Таныгин использует образ утки в своей картине «Прародительница Вселенной». 

Таныгин Ю. - "Прародительница Вселенной", 2008; холст, маслоТаныгин Ю. - "Прародительница Вселенной", 2008; холст, масло

Ю.И. Таныгин - "Прародительница Вселенной", 2008; холст, масло

Юрий Таныгин не только пишет картины, но и «одевает» их - собственноручно создаёт рамы для своих произведений. Стилизованные в дереве формы древнего ажурного литья рамы окаймляют картины и создают окно между миром реальным и мифологическим, а существа, изображённые на картинах, кажутся стражами на пограничье миров.

Ю.И. Таныгин после переезда в городское поселение Фёдоровский Ханты-Мансийского автономного округа кроме создания картин занимается общественной работой: организует выставки местных художников, учит, иллюстрирует произведения местных поэтов. По инициативе Ю.И. Таныгина, было открыто местное отделение движения «Марий ушем», создан ансамбль «Сибирь марий» и организованы Дни марийской культуры. 

«Художник отвечает перед народом за свои работы…  Я не хочу передавать агрессию моим зрителям, я хочу их успокоить, образумить. Если в душе человека есть какие-то пятна, то мне бы хотелось, чтобы после просмотра моих работ он вышел из галереи спокойным, светлым, добрым. Такой я вижу свою жизненную задачу».