Виртуальная выставка, посвященная Всемирному Дню поэзии

20 марта 2023

Виртуальная выставка, посвященная Всемирному Дню поэзии

«…Поэзия - это живопись, которую слышат…» 
(Леонардо да Винчи)

С давних времен люди выражали свои мысли в стихах, наполняя их сердечными переживаниями, радостью и скорбью. 21 марта отмечается Всемирный день поэзии - ежегодный праздник, учреждённый ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в 1999 году. Дата праздника – весеннее равноденствие - была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа. Одной из основных целей Всемирного дня поэзии является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков посредством поэзии.

Первый праздник, посвящённый Всемирному дню поэзии, прошёл в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО, а в России первый День поэзии отмечали в Театре на Таганке, где поставили поэтический спектакль. Инициатором организации этого праздника выступил поэт Константин Кедров, который в те годы являлся номинантом на Нобелевскую премию по литературе. В настоящее время в этот День по всему миру в учреждениях культуры, образования, библиотеках, творческих коллективах проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы, вручение литературных премий. Так, в России к Всемирному дню поэзии приурочено вручение Национальных литературных премий «Поэт года» и «Писатель года», учрежденных Российским союзом писателей.

В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранятся живописные, графические, скульптурные произведения, посвящённые поэзии и поэтам: портретные изображения писателей и поэтов, иллюстрации к поэтическим сборникам и другие художественные произведения.

А.С. Бакулевский «Портрет В. Ходасевича»Н.Л. Воронков «Серия иллюстраций  к произведениям Сергея Есенина»

А.С. Бакулевский (1936-2021) «Портрет В. Ходасевича», 1989;  бумага, ксилография
Н.Л. Воронков (1934 г.р.) «Серия иллюстраций  к произведениям Сергея Есенина», 1983; бумага, цветная автолитография  

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в XXIII веке до нашей эры в Месопотамии аккадской царевной и верховной жрицей лунного бога Нанны Эн-хеду-ана (En-hedu-ana). Работы первой поэтессы были обнаружены в 20-х годах ХХ века английскими археологами: полупрозрачный диск из алебастра, на одной стороне которого сохранилось изображение жрицы, а на другой - клинописный текст гимна, написанный от первого лица. Стихотворная форма вплоть до эпохи Возрождения считалась в Европе единственным инструментом превращения слова в искусство. 

Литература и поэзия выступают неотъемлемой частью культуры и истории русского народа, вбирая и отображая все наиболее значимые события. Для русской поэзии VI-XI веков характерны «силлабические вирши», близкие к классическому принципу стихосложения XIX века. Самыми известными поэтами этого периода являются Карион Истомин и Симеон Полоцкий. В XII-XVII веках появились письменные произведения с историческим или религиозным текстами: «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» Ярослава Галицкого, «Чтение» монаха Киево-Печерского Лавры Нестора.  XVIII век - «русское просвещение»: реформа М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского (ввели в практику поэтов использование стихотворных размеров анапест, ямб и хорей) стала определяющей для дальнейшего развития русской поэзии. Классические стихи, написанные поэтом и крупнейшим представителем русского классицизма Г.Р. Державиным, стали воплощением поэзии XVIII столетия.

В.А. Носков - Иллюстрация к древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве»В.А. Носков - Иллюстрация к древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве»

В.А. Носков (1926-2007) Иллюстрации к древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве»

Почва, заложенная реформаторами XVIII столетия, стала основой, на которой расцвела русская поэзия Золотого века. Этот этап в истории русской поэзии характеризуется установлением классических норм русского языка. Несомненно, ключевой фигурой является А.С. Пушкин, произведения которого ценятся за ясность, чистоту, богатство и гениальную простоту лексики. Эта эпоха подарили России огромное число великих имен, среди которых М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Д.В. Давыдов, Е.А. Баратынский и другие.

В.Д. Буланова «Портрет Лермонтова»Г.М. Осокин «Пушкин на набережной Невы»

В.Д.Буланова (1919-?) «Портрет Лермонтова»
Г.М. Осокин (1922-1992) «Пушкин на набережной Невы», 1982; холст, масло

Первую треть XX века называют Серебряным веком русской поэзии, в который появились различные литературные направления: декаданс, символизм, акмеизм, футуризм и другие. Этот период характеризуется творческой свободой и удивительными экспериментами, прежде всего со структурой и формой стиха: вернулся акцентный стих (всегда имеет рифму) и появился верлибр (свободный стих, отличающийся от прозы только разделением на строки). Среди известнейших поэтов Серебряного века И.А. Бунин, А.А. Ахматова, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, В.Я. Брюсов, Б.Л. Пастернак и многие другие.

Г.П. Медведева «Анна Ахматова»А.С. Бакулевский «Портрет Г. Иванова»

 Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Анна Ахматова», 2001; металл, литьё 
А.С. Бакулевский (1936-2021) «Портрет Г. Иванова», 1989; бумага, ксилография

А.З. Давыдов «Портрет Н. Гумилева»А.А.Ширнин «Портрет Есенина»

А.З. Давыдов (1923-2009) «Портрет Н. Гумилева», бумага, автолитография        
А.А.Ширнин (1939 г.р.) «Портрет Есенина»,  вторая половина ХХ века; металл, литьё

В СССР продолжали свою творческую деятельность поэты Серебряного века, параллельно возникла эмигрантская ветвь отечественной поэзии, и появились поэты, создающие произведения на тему Великой Отечественной войны: Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Ольга Берггольц и многие другие. Стихи фронтовых поэтов учили не только преодолевать военные и тыловые тяготы, но и показывали силу человеческих чувств и переживаний. 

А.З. Давыдов «Портрет Б. Ахмадулиной»   Появление поэтов-шестидесятников, таких как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Воскресенский, Белла Ахмадулина и другие, стало значимым событием в литературе этого периода. Поэзия шестидесятников – это поэзия оттепели, свободы, однако эта свобода имела рамки. Большинство шестидесятников, несмотря на широту взглядов и культурный либерализм, оставалось верным коммунистическим идеям. Поэты-шестидесятники стали символом творческого подъёма, общественных перемен, свободомыслия.

 

А.З. Давыдов (1923-2009) «Портрет Б. Ахмадулиной»; бумага, автолитография

Во все времена люди любили и верили поэтам, ведь поэтические строки создаются их чувствами, эмоциями и воображением. В истории культуры существует красивое древнее слово «бард», которым в племенах галлов и кельтов называли певцов и поэтов. Они хранили традиции и ритуалы своих народов и за это их любили и почитали. В русской культуре, начиная с 1960-х годов, барды представляют отдельное направление поэтического творчества - это поэты-песенники, исполняющие собственные стихи под музыку: Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, В. Берковский, А. Городницкий, А. Якушева, А. Дольский, В. Долина и другие исполнители авторских песен. Композиции такого жанра становятся музыкой души, способной затронуть чувства каждого слушателя. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», - говорил Владимир Высоцкий. Авторские, или бардовские, песни обладают какой-то невероятной магией – простые мелодии и незамысловатые тексты, в которых каждый человек узнает собственные тревоги и чувства.

А.А. Бакулевский «Портрет Галича»  из серии «Поэты-барды»А.А. Ширнин  Медаль  «Высоцкий»

А.А. Бакулевский (1962-2019) «Портрет Галича»  из серии «Поэты-барды», 1992; бумага, ксилография 
А.А. Ширнин (1939 г.р.) Медаль  «Высоцкий», 2003; медь, гальванопластика 

Марийская литература возникла и развивалась на основе народных традиций и образцов русской и мировой литературы. Первые стихотворения - хвалебные оды на марийском языке - были опубликованы в середине ХVIII века, а национальный облик литература приобрела в период подъёма национально-освободительного движения в начале ХХ века. 

В первом стихотворении основоположника марийской литературы Сергея Григорьевича Чавайна (Григорьева) «Ото» («Роща»), его рассказах «Йыланда», «Беглец», пьесе «Дикая утка» звучат присущие народному сознанию оптимизм, любовь к народу и природе, раздумья о героическом историческом прошлом народа. С.Г. Чавайн также стоял у истоков драматургии и детской литературы марийского края: созданная им драма «Акпатыр» впоследствии легла в основу первой марийской оперы с одноименным названием, а поэма-сказка «Вувер» («Ведьма») была первым произведением для детей. Одновременно С.Г. Чавайн занимался переводами на родной язык произведений классиков русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.Ф. Рылеева, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и других. 

В.А. Боголюбов «Портрет С.Г. Чавайна»

В.А. Боголюбов (1954–2017) «Портрет С.Г. Чавайна», 2001; холст, масло

Первый лауреат премии Марийского комсомола им. Олыка Ипая в области литературы Валентин Христофорович Колумб в марийской литературе получил признание как поэт-новатор, вернув в марийскую поэзию басню, балладу, введя оду. Он одним из первых в республике начал создавать произведения на стыке жанров: например, поэма-очерк «Чодыра, чодыра» («Лес мой, лес»). Будучи знатоком марийского фольклора, поэт использовал его в балладах, легендах, комбинируя своё видение с народной философией. 

Юрий Иванович Рязанцев был не только народным артистом Марийской АССР, но и широко известен в республике как самобытный поэт. Стихам поэта Ю.И. Рязанцева присущи философская масштабность мысли, глубокий лиризм и чувство современности. В 2010 году выпущена книга к 70-летию со дня рождения Юрия Рязанцева «Ӱмыржӧ айдемын – ош волгенче» («Жизнь человека – вспышка молнии»), куда вошли стихи, поэмы, песни, переводы его стихов на русский язык.

Творческая деятельность народного поэта Марийской АССР Семёна Алексеевича Вишневского бурно развивалась в годы Великой Отечественной войны: в это время он издал три сборника стихотворений: «Фронтовой корно» («Фронтовая дорога»), «Эрвел мардеж» («Восточный ветер»), «Шӱмем ӱжеш» («Сердце зовет»). Всего за время творческой деятельности С.А. Вишневский написал более двадцати книг, в которые вошли стихотворения, повести в стихах, поэмы и другие произведения, в том числе в жанре прозы. В переводе С.А. Вишневского зазвучали на марийском языке стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, М. Исаковского.

Народный поэт Миклай Казаков (Николай Иванович Казаков) в своих стихах стремился изобразить нового человека, воспитанного в духе дружбы, уважения к культурным традициям всех народов мира. В годы войны выпустил два поэтических сборника, написал ряд публицистических статей и рецензий. После окончания войны обращался и к другим жанрам литературы: проза для детей, воспоминания, литературоведческие и критические статьи, занимался переводами на марийский язык.

А.И. Бутов «Портрет В. Колумба»С.В. Евдокимов «Портрет поэта, артиста Рязанцева Ю.И.

А.И. Бутов (1935–1993) «Портрет В. Колумба», 1976; холст, масло
С.В. Евдокимов (1961 г.р.) «Портрет поэта, артиста Рязанцева Ю.И., 1992; холст, масло

С.П. Вишневский «Портрет С.А. Вишневского»И.А. Михайлин «Портрет М. Казакова»

С.П. Вишневский (1951-2020)  «Портрет С.А. Вишневского»,  начало ХХI века; холст, масло
И.А. Михайлин (1926-2005) «Портрет М. Казакова» (фронтисписк сборнику стихотворений), 1988; бумага, ксилография 

Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, выраженные  в поэтической форме, проникают в сердца людей. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой, и в резолюции ЮНЕСКО говорится о том, что поэзия может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека, но для этого необходимо привлечь к ней как можно больше общественного внимания.