Виртуальная выставка, посвященная творчеству Владимира Михайловича Карпеева

Виртуальная выставка, посвященная творчеству Владимира Михайловича Карпеева

Заслуженный художник РМЭ Владимир Михайлович КарпеевСвои раздумья о жизни страны, о времени и о судьбах людей заслуженный художник Республики Марий Эл Владимир Михайлович Карпеев выражает в станковой и монументальной скульптуре, а также в медальерном искусстве. 29 сентября 2023 года В.М. Карпеев отмечает 85-летие со дня рождения. Его скульптурные композиции, медали и графические работы входят в собрание Республиканского музея изобразительных искусств.

Владимир Карпеев родился в селе Бородино Гаврило-Посадского района Ивановской области. 

Талант художника в маленьком Вове Карпееве разглядел школьный учитель, и в тяжелое послевоенное время доверял ему масляные краски, бывшие тогда на вес золота. Ещё проводником в мир изобразительного искусства для Владимира Карпеева стал двоюродный брат, талантливый художник, который участвовал в восстановлении Киева после Великой Отечественной войны.

В Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина Владимир Карпеев поступил с первого раза, но только не на живописное отделение, а на отделение скульптуры. В училище чередовали приём на эти специальности, и Карпееву выпал "год скульптуры". Он окончил училище в 1959 году, получил красный диплом, который "отправил" его на работу в Краснодарский край на комбинат по выпуску изделий из гипсового камня. За два года работы "художника-экспериментатора" Карпеева спрос на продукцию этого предприятия вырос. Но мечта учиться в знаменитой "Строгановке" пересилила, и в 1961 году Владимир Михайлович поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (в настоящее время - Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова).

В 1967 году дипломированный скульптор Карпеев приехал в Йошкар-Олу и быстро включился в творческую деятельность Союза художников Марийской АССР. В 1973 году за произведения в медальерном искусстве, участвовавшие в республиканских, всесоюзных, мировых выставках и имевшие высокие награды, В.М. Карпеев получил возможность стать членом Союза художников СССР.

Владимир Михайлович Карпеев был одним из первых художников Республики Марий Эл, обратившихся к искусству создания выставочной медали. О медальерном искусстве в творчестве Карпеева известный марийский искусствовед Г.И. Прокушев написал в своей книге "Очерки о художниках Марий Эл": «В работах величиной с ладонь он представляет удивительно богатый мир, раскрывает масштабность темы, философски осмысливает глобальные события времени". В.М. Карпеев в медальерном искусстве опирается на лучшие достижения советских медальеров, новаторские поиски художников ближнего зарубежья, на собственный жизненный и творческий опыт.

В тематических медалях Владимира Карпеева важное место занимает подтекст, который проявляется в ходе осмысления сюжета. Медаль "Земля" скульптор относит к категории "монументов на ладони" и говорит о её сюжете так: "Главным движущим мотивом создания явилась хрупкость нашего мира, тревога о его неустойчивости. Людям хочется стабильности, спокойствия, достатка. Планета наша уникальна, и хочется видеть её с человеческим лицом и мирными полями. Вот об этом и хотелось сказать этой медалью". 

Широкий круг проблем поднимается и в медали "Источник". В фигуре, изображённой на медали, угадывается образ крестьянки, несущей коромысло с двумя вёдрами ключевой воды. В то же время из бытового мотива вырастает нечто более значительное, глобальное: источник воды ассоциируется с образом матери, источником жизни на Земле.

Медаль "Земля", 1979; бронза, литьё    Медаль "Источник", 1984; алюминий, литьё

Медаль "Земля", 1979; бронза, литьё               Медаль "Источник", 1984; алюминий, литьё

В скульптурных портретах, созданных В.М. Карпеевым, отражены черты представителей разных профессий и возрастных категорий: ветеранов, выдающихся деятелей культуры и искусства, знаменитых врачей, военных, рабочих и крестьян. При работе над портретами скульптор учитывает сразу несколько важных аспектов: с одной стороны - характер строения головы, шеи, плеч, выражение лица, с другой – интеллект и богатый внутренний мир. В процессе работы мастер общается с моделью, стараясь лучше узнать интересы собеседника, ведь разные по характеру и темпераменту люди требуют соответствующих композиционных приёмов и выразительных средств. В результате каждый образ человека, отображённый Карпеевым в скульптурном портрете, индивидуален и неповторим.

"Портрет юноши", вторая половина ХХ века; бронза, гранит, литьё"Портрет рабочего Бабушкина", 1996; алюминий, гранит, литьё

"Портрет юноши", вторая половина ХХ века; бронза, гранит, литьё
"Портрет рабочего Бабушкина", 1996; алюминий, гранит, литьё

Успешная работа в медальерном искусстве и создании скульптурных портретов привела Владимира Карпеева к созданию мемориальных досок. Г.И. Прокушев в своей книге «Очерки о художниках Марий Эл» пишет об этой грани творчества скульптора так: «В текстовую часть Владимир Карпеев органично включает портреты, превращая доски в малые мемориалы… Небольшие по размеру, они несут в себе ёмкое содержание, хранят память о замечательных земляках, привлекают к их судьбам внимание современников». Мемориальные доски посвящены памяти общественных и государственных деятелей Республики Марий Эл: композитору И.С. Ключникову-Палантаю, заслуженным врачам Г.Н. Качмашеву и Е.А. Загайнову, первому Председателю Марийского областного исполнительного комитета И.П. Петрову и другим.

Мемориальная доска А.Д. КедровойМемориальная доска Е.А. Загайнову

1. Мемориальная доска на доме по адресу: город Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 19, в котором с 1959 по 1967 годы жила видная партийная и общественная деятельница Анастасия Деомидовна Кедрова, (источник: https://2gis.ru)

2. Мемориальная доска на здании хирургического корпуса №3 Республиканской клинической больницы по адресу: город Йошкар-Ола, улица Осипенко, 33, в которой с 1962 по 2008 годы работал главный хирург Министерства здравоохранения Марийской АССР, заслуженный врач МАССР и РСФСР Евгений Аркадьевич Загайнов, (источник: https://www.marpravda.ru)

Ещё одной гранью творчества талантливого мастера является монументальная скульптура. В своей книге "Очерки о художниках Марий Эл" Г.И. Прокушев написал, что В.М. Карпеев "создал ряд памятников воинской славы в колхозах республики, в которых нашла воплощение память о погибших, о героическом подвиге и ратном труде марийского народа".  В городе Йошкар-Оле также есть памятники, созданные Владимиром Карпеевым, из которых наиболее известны "Ода российской бурёнке" у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл и "Святое материнство" во дворе Перинатального центра Республики Марий Эл.

Первые наброски к будущим эскизам коровы и телёнка для скульптурной композиции "Ода российской бурёнке" мастер делал на ферме в Даниловском комплексе племзавода "Семёновский". По замыслу заказчиков в скульптуре из бетона отлита представительница голштинской породы коров, признанный лидер среди мировых пород крупного рогатого скота. Голштины, отличающиеся рекордными удоями, имеют солидный вес и крепкую конституцию. А поскольку памятник выполнен в натуральную величину, Владимир Карпеев старался придерживаться заданных параметров: высота скульптуры более одного метра сорока сантиметров, а длина - более двух метров. Детально следуя оригиналу, художник всё-таки пытался найти изюминку, и поэтому взял на заметку необычный, красиво изогнутый хвост коровы. Скульптуры коровы и телёнка в соответствии с окрасом голштинской породы окрашены в чёрно-белый цвет.

На открытии скульптурной композиции "Святое материнство" во дворе Перинатального центра в городе Йошкар-Оле В.М. Карпеев рассказал о процессе создания этого памятника: "Когда мне предложили стать автором скульптуры, я, конечно, с удовольствием согласился, потому что в этом Перинатальном центре у меня родились и сын, и дочь. Этот памятник – это благодарность моей матери, моей жене и всем женщинам, которые делают это святое дело – рожают продолжателей жизни. Что касается памятника, то мне казалось, что это обязательно должен быть светлый образ, поэтому выбор пал на мягкий оттенок материала - светло-серый бетон. Много пришлось поразмышлять над деталями, особенно трудно было работать над лицом. А позировали мне разные женщины – тело одной модели, лицо другой, прическа третьей, так что это получился образ, объединивший черты многих мам".

Скульптурная композиция «Ода российской бурёнке», 2009; бетонСкульптурная композиция «Святое материнство», 2018; бетон с мраморной крошкой

Скульптурная композиция «Ода российской бурёнке», 2009; бетон
(источник: https://www.mdregion.ru)

Скульптурная композиция «Святое материнство», 2018; бетон с мраморной крошкой (источник: https://pg12.ru)

Во второй половине 1970-х годов основной целью скульптуры в марийском крае становится стремление раскрыть содержание образа выразительностью пластики, без броских сюжетов и внешних эффектов. Опираясь на наброски и этюды, Владимир Карпеев работает над сюжетными композициями, небольшими по размеру, но ёмкими по содержанию. Одной из его ранних работ является «Бригадир», в которой создан образ крестьянина с саженью в руке. Его фигура прижата к земле, словно вростая в землю или вырастая из неё. Решительные движения, поворот головы, сосредоточенное выражение лица говорят о серьёзном отношении бригадира к делу. Цвет бронзы, материала, из которого автор создал скульптуру, перекликается с цветом земли, что помогает раскрытию образа крестьянина.

Жанровые композиции "Жаворонок", "Деревенский мальчик", "Читающая", "У ручья" лиричны и во многом связаны с детскими воспоминаниями Владимира Карпеева.

«Бригадир», 1974; бронза, литьё«Деревенский мальчик», вторая половина ХХ века; металл, литьё

  «Бригадир», 1974; бронза, литьё
           «Деревенский мальчик», вторая половина ХХ века; металл, литьё

«… кусочек сыра», 2006, металл, литьёОтличительная особенность скульптуры в том, что она изображает преимущественно человека. Именно в образе человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия. Владимир Карпеев помимо человека обращается в своих скульптурных композициях также к изображению животных и птиц, анималистическому жанру, в котором учитывает и передаёт все их повадки и особенности поведения.

«… кусочек сыра», 2006, металл, литьё

В своём творчестве Владимир Михайлович Карпеев стремится к ясности, простоте, выразительности пластики, к тому, чтобы идея читалась: «В процессе работы важно понять значение каждой детали для образа в целом. Когда это понято и осмыслено, работа идёт легче и быстрее». Над своими произведениями художник работает вдумчиво, уточняя и углубляя образ, вдыхая в него жизнь. При создании медалей, скульптурных композиций и памятников Карпеев разрабатывает сразу несколько вариантов композиции.

Эскизы скульптурной композиции «Святое материнство» в мастерской В.М. Карпеева

Эскизы скульптурной композиции «Святое материнство» в мастерской В.М. Карпеева (https://www.marpravda.ru)

В коллекцию Республиканского музея изобразительных искусств кроме скульптурных композиций и медалей, созданных В.М. Карпеевым, входят также его графические произведения.

«Полотёр», 1975; бумага, уголь«Осень пришла», 1987; бумага, пастель

 «Полотёр», 1975; бумага, уголь
 «Осень пришла», 1987; бумага, пастель 

На вопрос искусствоведа Г.И. Прокушева в книге «Очерки о художниках Марий Эл» о своём творческом кредо Владимир Михайлович Карпеев отвечает так: "В творчестве я опираюсь на опыт мирового искусства, изучение натуры, ну и, конечно, развиваю интуицию». Как отмечает Прокушев, «неспешность в творчестве, предельная требовательность к себе – основа его характера. Это позволяет не суетиться, оставаться самим собой".