Виртуальная выставка "Под знаком творца", посвящённая творчеству художника-этнофутуриста А.В. Иванова
Виртуальная выставка "Под знаком творца", посвящённая творчеству художника-этнофутуриста А.В. Иванова
Идейное и культурное направление под названием этнофутуризм появилось в финно-угорском мире на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Этнофутуристическая конференция молодых финно-угорских художников, писателей, музыкантов прошла в мае 1994 года в эстонском городе Тарту. По итогам конференции, на которой участники знакомились с этнофутуризмом при помощи фильмов, выставок, песен и общения, был принят манифест «Этнофутуризм: образ мышления и альтернатива на будущие». В нём обозначились четыре условия, при соблюдении которых будет развиваться современная финно-угорская культура.
Уроженец Республики Марий Эл, живописец Александр Владимирович Иванов был одним из лидеров этнофутуризма и родоначальником этнофутуристического направления в изобразительном искусстве марийского края, которое соединяет в себе народное, традиционное, старинное и современное, модернистское, передовое.
В фонде живописи Республиканского музея изобразительных искусств хранится ряд произведений этнофуристического периода творчества Александра Иванова, прожившего недолгую, но яркую жизнь, и оставившего заметный след в искусстве финно-угорских народов.
Александр Владимирович Иванов (1964-2001)
Александр Иванов родился 6 декабря 1964 года в посёлке Сернур Республики Марий Эл в семье художников-педагогов. Его отец, Владимир Андреевич, работал учителем рисования и черчения в школе №23 города Йошкар-Олы, а с 1974 по 1988 годы преподавал и был директором Марийского республиканского художественного училища (в настоящее время - Йошкар-Олинское художественное училище).
В.А. Иванов «Зимний пейзаж». 1993. Бумага, акварель (https://rmii.ru)
Выставка одной картины В.А. Иванова «На Чумбылатской высоте» в Сернурском музейно-выставочном комплексе им. А. Конакова в декабре 2014 года (http://sernmuseum.ru)
Александр продолжил семейную династию и после окончания школы поступил на педагогическое отделение Йошкар-Олинского художественного училища. Закончив обучение и отслужив в армии, Иванов продолжил обучение профессиональному мастерству в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). По семейным обстоятельствам, он закончил всего два курса, но в течение такого короткого срока успел поучиться на отделениях «Декоративное стекло» и «Декоративная керамика».
Выставка «А.В. Иванов - становление художника» в Сернурском музейно-выставочном комплексе имени А. Конакова в декабре 2014 года (https://sernmuseum.ru)
Во время обучения в Москве Александр Иванов увлекся изучением финно-угорской мифологии и семантики марийского орнамента. Всё это впоследствии стало основой для его работы в живописи, керамике и акварели: «…нам читали очень интересные лекции о проблеме знака, орнаментальных знаках в металлоискусстве и археологии. Я стал изучать эту финно-угорскую орнаментику, знаки, Пермский звериный стиль*. Я начал собирать литературу, преподаватели поддерживали меня... В академии у нас были знающие искусствоведы и преподаватели, которые давали нам интересные научные работы и задачи. Моей темой была марийская вышивка, марийская орнаментика» (из воспоминаний А.В. Иванова).
*Пермский звериный стиль (ПЗС) –мелкая бронзовая художественная пластика VI-XII вв. н.э., созданная средневековой цивилизацией Урала. Особенность ПЗС заключается в соединении в одном образе частей тела человека, животных, птиц и фантастических существ.
Птицевидный идол с человеческим лицом на груди. Пермский край. VIII-IX вв. (https://museumperm.ru)
Пластина с изображением двух человек на ящере. Бронза, литьё (https://museumperm.ru)
Подвеска шумящая с изображением головы медведя. Бронза, литьё (https://museumperm.ru)
Вернувшись в родную республику, Александр Иванов продолжил работу в этом направлении. Настойчивые поиски, находки, консультации с археологами и историками Марийского государственного университета шаг за шагом приближали художника к этнофутуризму. Художник воплощал полученные знания в живописи, в его работах оживают образы прафинно-угорских культур эпох неолита и бронзы, а также средневековья. Интуиция, активность, живое воображение привлекали к Иванову сторонников, в первую очередь, художников-сверстников, которых он увлёк этнофутуризмом. Иванов стал активным участником финно-угорской культурной жизни, его персональные выставки прошли в российских городах Йошкар-Ола, Сыктывкар, Ижевск, а также в эстонских городах Пярну и Тарту. В 1990 году художник победил в конкурсе на эмблему I фестиваля финно-угорской молодежи, проходившего в городе Йошкар-Оле. Эмблема в дальнейшем стала знаком Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) и послужила основой герба республики Коми.
Эмблема Молодёжной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). 1992 (https://dic.academic.ru)
Герб республики Коми (https://old.rkomi.ru)
Произведения Александра Иванова, как и работы других художников-этнофутуристов, сложны для восприятия, но в них заложена такая мощная энергетика, гармония колорита и глубокое, космическое осмысление затронутого явления, что они притягивают внимание даже самых скептически настроенных зрителей. «Чтобы понять, надо знать финно-угорское мышление... мы воспитывались совершенно по-другому... образ и знак появляются параллельно... Я понял, что финно-угорскому мышлению свойственен совершенно иной код, другая система мироощущения» (из воспоминаний А.В. Иванова, 1999 год).
Александр Иванов мечтал оживить древние «знаки» финно-угорской мифологии и сделать их доступными современному зрителю. Основная тема его творчества – творение и созидание – так или иначе присутствует во всех работах художника. Благодаря интенсивному колориту и стремительной технике, при внешнем спокойствии и статичности поз персонажей картин художника, живопись Иванова динамична и подвижна. Художник творит свою космогонию, создаёт образы богов-демиургов, по-своему прочитывая финно-угорскую мифологию.
Кугурак.1991. Холст, темпера (https://rmii.ru)
Под знаком Волка.1993. Холст, масло (посвящена рождению сына) (https://rmii.ru)
По мнению известного искусствоведа Э.М. Колчевой, которая долгое время разрабатывает тему этнофутуризма в культуре финно-угорских народов, в мифологии Александра Иванова центральное место занимает река - символ изменчивости, дорога в другие миры, где меняют обличья привычные вещи, где живут иные сущности. Художник планировал создать целую серию работ под названием «Реки Вселенной» и занимался её разработкой в течение всех 90-х годов ХХ века. Космические реки, по версии сибирских народов, пронизывают все три мира Вселенной, текут параллельно и впадают в одно море. На картинах художника они представлены потоками из зигзагообразных и волнистых линий, изливаемых демиургами, творцами Космоса. Орошенные живительной влагой элементы пространства, состоящие из цветных плоскостей, наполняются жизнью и смыслом, который складывается в знаки древней тайнописи геометрического орнамента в виде ромбов, зигзагов и других символов финно-угорской Вселенной. Мир во многих работах А. Иванова покоится как бы на радуге-дуге или на космической реке, которую можно воспринимать как первооснование, и в этом смысле как земную твердь.
Под знаком Быка.1993. Холст, масло (https://rmii.ru)
Мы - дети космоса.2000. Холст, масло (https://rmii.ru)
В произведении «Древо жизни» Александр Иванов изображает символическую картину развития финно-угорских народностей из одних корней. В центре картины находится Мировое Древо или Древо жизни, которое является для художника центром Мироздания и порождает вокруг себя Вселенную. Древо жизни формирует три уровня: корни - Нижний мир, мир предков; ствол – Средний мир, земной, человеческий мир; ветви – Верхний мир, мир небесных богов, на нём художник фиксирует внимание зрителей. В основании Древа расположена пара первопредков, от которых в разные стороны устремляются последующие поколения. Фигуры людей-птиц стремительно взлетают вверх, подтверждая жизненную стойкость финно-угорских народов, их способность развиваться, расширять и осваивать окружающее пространство. Число людей-птиц на картине «Древо жизни», 22 фигуры, равно количеству финно-угорских народов, проживающих в мире в настоящее время. Пространство вокруг дерева пронизывают элементы древнего национального орнамента, которые в работах А.В. Иванова несут идею упорядоченного мира. В верхних углах полотна Иванов размещает фигурки белых летящих коней, символизирующие в мифологии народа мари Верховного Бога и ограждающие людей от зла.
Древо жизни.1991. Холст, масло (https://rmii.ru)
Таким образом, во многих своих художественных произведениях Александр Иванов использовал язык наивного искусства. В такой же наивной манере изображены фигурки на предметах искусства и культа в святилище, найденном археологами на одном из притоков реки Камы. Тело зверя на найденных серебряных бляхах покрыто зигзагообразными узорами и спиралями. Это древние магические знаки, означающие жизнь и её развитие от рождения до смерти, непрерывность жизни и её продолжение. Подобными узорами Иванов расписывал фигурки персонажей своих картин.
Несмотря на то, что А.В. Иванова считают основоположником и первым представителем этнофутуристического направления в изобразительном искусстве Республики Марий Эл, он также создавал виды посёлка Сернур, в котором родился и «не расставался никогда», пейзажи Сернурского района и натюрморты. В коллекции Республиканского музея изобразительных искусств находится натюрморт «Лето», в котором с первого взгляда угадывается живописная манера художника Александра Иванова.
Лето.1993. Холст, масло (https://rmii.ru)
В живописном полотне «Прощальный полёт», или «Чеверласыме муро» (в переводе с луговомарийского языка – «прощальная песня»), как эту картину назвала мать художника Лидия Фёдоровна после его смерти, встречается образ красной птицы. Красная птица, олицетворяющая душу художника, встречается и на других его картинах. Она покидает «страну дураков», пустой мир, лишённый связи с природой, находит приют у «матери лесов», в гармоничном мире под защитой богов. В последней картине художника, романтической, без ярко выраженных этнических признаков, красные птицы устремляются к небу, в котором уже пребывает душа художника…
Страна дураков. 1992. Холст, масло
Мать лесов. 1994. Холст, масло
Прощальный полёт. 2001. Холст, масло
(иллюстрации из книги Э.М. Колчевой «Реки Вселенной: неомифологизм в творчестве марийских художников». – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010)