Виртуальная выставка "Под знаком творца", посвящённая творчеству художника-этнофутуриста А.В. Иванова

27 ноября 2024

Виртуальная выставка "Под знаком творца", посвящённая творчеству художника-этнофутуриста А.В. Иванова

Идейное и культурное направление под названием этнофутуризм появилось в финно-угорском мире на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Этнофутуристическая конференция молодых финно-угорских художников, писателей, музыкантов прошла в мае 1994 года в эстонском городе Тарту. По итогам конференции, на которой участники знакомились с этнофутуризмом при помощи фильмов, выставок, песен и общения, был принят манифест «Этнофутуризм: образ мышления и альтернатива на будущие». В нём обозначились четыре условия, при соблюдении которых будет развиваться современная финно-угорская культура.

Александр Владимирович Иванов (1964-2001)Уроженец Республики Марий Эл, живописец Александр Владимирович Иванов был одним из лидеров этнофутуризма и родоначальником этнофутуристического направления в изобразительном искусстве марийского края, которое соединяет в себе народное, традиционное, старинное и современное, модернистское, передовое.

В фонде живописи Республиканского музея изобразительных искусств хранится ряд произведений этнофуристического периода творчества Александра Иванова, прожившего недолгую, но яркую жизнь, и оставившего заметный след в искусстве финно-угорских народов.

Александр Владимирович Иванов (1964-2001)

Александр Иванов родился 6 декабря 1964 года в посёлке Сернур Республики Марий Эл в семье художников-педагогов. Его отец, Владимир Андреевич, работал учителем рисования и черчения в школе №23 города Йошкар-Олы, а с 1974 по 1988 годы преподавал и был директором Марийского республиканского художественного училища (в настоящее время - Йошкар-Олинское художественное училище).

В.А. Иванов «Зимний пейзаж». 1993. Бумага, акварель (https://rmii.ru)Выставка одной картины В.А. Иванова «На Чумбылатской высоте» в Сернурском музейно-выставочном комплексе им. А. Конакова в декабре 2014 года (http://sernmuseum.ru)

В.А. Иванов «Зимний пейзаж». 1993. Бумага, акварель (https://rmii.ru)

Выставка одной картины В.А. Иванова «На Чумбылатской высоте» в Сернурском музейно-выставочном комплексе им. А. Конакова в декабре 2014 года (http://sernmuseum.ru)

Александр продолжил семейную династию и после окончания школы поступил на педагогическое отделение Йошкар-Олинского художественного училища.  Закончив обучение и отслужив в армии, Иванов продолжил обучение профессиональному мастерству в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). По семейным обстоятельствам, он закончил всего два курса, но в течение такого короткого срока успел поучиться на отделениях «Декоративное стекло» и «Декоративная керамика».

Выставка «А.В. Иванов - становление художника» в Сернурском музейно-выставочном комплексе имени А. Конакова в декабре 2014 года (https://sernmuseum.ru)

Выставка «А.В. Иванов - становление художника» в Сернурском музейно-выставочном комплексе имени А. Конакова в декабре 2014 года (https://sernmuseum.ru)

Во время обучения в Москве Александр Иванов увлекся изучением финно-угорской мифологии и семантики марийского орнамента. Всё это впоследствии стало основой для его работы в живописи, керамике и акварели: «…нам читали очень интересные лекции о проблеме знака, орнаментальных знаках в металлоискусстве и археологии. Я стал изучать эту финно-угорскую орнаментику, знаки, Пермский звериный стиль*. Я начал собирать литературу, преподаватели поддерживали меня... В академии у нас были знающие искусствоведы и преподаватели, которые давали нам интересные научные работы и задачи. Моей темой была марийская вышивка, марийская орнаментика» (из воспоминаний А.В. Иванова).

*Пермский звериный стиль (ПЗС) –мелкая бронзовая художественная пластика VI-XII вв. н.э., созданная средневековой цивилизацией Урала. Особенность ПЗС заключается в соединении в одном образе частей тела человека, животных, птиц и фантастических существ.

Птицевидный идол с человеческим лицом на груди. Пермский край. VIII-IX вв. (https://museumperm.ru)Пластина с изображением двух человек на ящере. Бронза, литьё (https://museumperm.ru)Подвеска шумящая с изображением головы медведя. Бронза, литьё (https://museumperm.ru)

Птицевидный идол с человеческим лицом на груди. Пермский край. VIII-IX вв. (https://museumperm.ru)
Пластина с изображением двух человек на ящере. Бронза, литьё (https://museumperm.ru)
Подвеска шумящая с изображением головы медведя. Бронза, литьё (https://museumperm.ru)

Вернувшись в родную республику, Александр Иванов продолжил работу в этом направлении. Настойчивые поиски, находки, консультации с археологами и историками Марийского государственного университета шаг за шагом приближали художника к этнофутуризму. Художник воплощал полученные знания в живописи, в его работах оживают образы прафинно-угорских культур эпох неолита и бронзы, а также средневековья. Интуиция, активность, живое воображение привлекали к Иванову сторонников, в первую очередь, художников-сверстников, которых он увлёк этнофутуризмом.  Иванов стал активным участником финно-угорской культурной жизни, его персональные выставки прошли в российских городах Йошкар-Ола, Сыктывкар, Ижевск, а также в эстонских городах Пярну и Тарту. В 1990 году художник победил в конкурсе на эмблему I фестиваля финно-угорской молодежи, проходившего в городе Йошкар-Оле. Эмблема в дальнейшем стала знаком Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) и послужила основой герба республики Коми.

Эмблема Молодёжной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). 1992 (https://dic.academic.ru)Герб республики Коми (https://old.rkomi.ru)

Эмблема Молодёжной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). 1992 (https://dic.academic.ru)
Герб республики Коми (https://old.rkomi.ru

Произведения Александра Иванова, как и работы других художников-этнофутуристов, сложны для восприятия, но в них заложена такая мощная энергетика, гармония колорита и глубокое, космическое осмысление затронутого явления, что они притягивают внимание даже самых скептически настроенных зрителей.  «Чтобы понять, надо знать финно-угорское мышление... мы воспитывались совершенно по-другому... образ и знак появляются параллельно... Я понял, что финно-угорскому мышлению свойственен совершенно иной код, другая система мироощущения» (из воспоминаний А.В. Иванова, 1999 год).

Александр Иванов мечтал оживить древние «знаки» финно-угорской мифологии и сделать их доступными современному зрителю. Основная тема его творчества – творение и созидание – так или иначе присутствует во всех работах художника. Благодаря интенсивному колориту и стремительной технике, при внешнем спокойствии и статичности поз персонажей картин художника, живопись Иванова динамична и подвижна. Художник творит свою космогонию, создаёт образы богов-демиургов, по-своему прочитывая финно-угорскую мифологию.

Кугурак.1991. Холст, темпера (https://rmii.ru)Под знаком Волка.1993. Холст, масло (посвящена рождению сына) (https://rmii.ru)

Кугурак.1991. Холст, темпера (https://rmii.ru)
Под знаком Волка.1993. Холст, масло (посвящена рождению сына) (https://rmii.ru)

По мнению известного искусствоведа Э.М. Колчевой, которая долгое время разрабатывает тему этнофутуризма в культуре финно-угорских народов, в мифологии Александра Иванова центральное место занимает река - символ изменчивости, дорога в другие миры, где меняют обличья привычные вещи, где живут иные сущности. Художник планировал создать целую серию работ под названием «Реки Вселенной» и занимался её разработкой в течение всех 90-х годов ХХ века. Космические реки, по версии сибирских народов, пронизывают все три мира Вселенной, текут параллельно и впадают в одно море. На картинах художника они представлены потоками из зигзагообразных и волнистых линий, изливаемых демиургами, творцами Космоса. Орошенные живительной влагой элементы пространства, состоящие из цветных плоскостей, наполняются жизнью и смыслом, который складывается в знаки древней тайнописи геометрического орнамента в виде ромбов, зигзагов и других символов финно-угорской Вселенной. Мир во многих работах А. Иванова покоится как бы на радуге-дуге или на космической реке, которую можно воспринимать как первооснование, и в этом смысле как земную твердь.

Под знаком Быка.1993. Холст, масло (https://rmii.ru)Мы - дети космоса.2000. Холст, масло (https://rmii.ru)

Под знаком Быка.1993. Холст, масло (https://rmii.ru)
Мы - дети космоса.2000. Холст, масло (https://rmii.ru)

В произведении «Древо жизни» Александр Иванов изображает символическую картину развития финно-угорских народностей из одних корней. В центре картины находится Мировое Древо или Древо жизни, которое является для художника центром Мироздания и порождает вокруг себя Вселенную. Древо жизни формирует три уровня: корни - Нижний мир, мир предков; ствол – Средний мир, земной, человеческий мир; ветви – Верхний мир, мир небесных богов, на нём художник фиксирует внимание зрителей. В основании Древа расположена пара первопредков, от которых в разные стороны устремляются последующие поколения. Фигуры людей-птиц стремительно взлетают вверх, подтверждая жизненную стойкость финно-угорских народов, их способность развиваться, расширять и осваивать окружающее пространство. Число людей-птиц на картине «Древо жизни», 22 фигуры, равно количеству финно-угорских народов, проживающих в мире в настоящее время. Пространство вокруг дерева пронизывают элементы древнего национального орнамента, которые в работах А.В. Иванова несут идею упорядоченного мира. В верхних углах полотна Иванов размещает фигурки белых летящих коней, символизирующие в мифологии народа мари Верховного Бога и ограждающие людей от зла.

Древо жизни.1991. Холст, масло (https://rmii.ru)

Древо жизни.1991. Холст, масло (https://rmii.ru)

Таким образом, во многих своих художественных произведениях Александр Иванов использовал язык наивного искусства. В такой же наивной манере изображены фигурки на предметах искусства и культа в святилище, найденном археологами на одном из притоков реки Камы. Тело зверя на найденных серебряных бляхах покрыто зигзагообразными узорами и спиралями. Это древние магические знаки, означающие жизнь и её развитие от рождения до смерти, непрерывность жизни и её продолжение. Подобными узорами Иванов расписывал фигурки персонажей своих картин.

Несмотря на то, что А.В. Иванова считают основоположником и первым представителем этнофутуристического направления в изобразительном искусстве Республики Марий Эл, он также создавал виды посёлка Сернур, в котором родился и «не расставался никогда», пейзажи Сернурского района и натюрморты. В коллекции Республиканского музея изобразительных искусств находится натюрморт «Лето», в котором с первого взгляда угадывается живописная манера художника Александра Иванова.

Лето.1993. Холст, масло (https://rmii.ru)

Лето.1993. Холст, масло (https://rmii.ru)

В живописном полотне «Прощальный полёт», или «Чеверласыме муро» (в переводе с луговомарийского языка – «прощальная песня»), как эту картину назвала мать художника Лидия Фёдоровна после его смерти, встречается образ красной птицы. Красная птица, олицетворяющая душу художника, встречается и на других его картинах. Она покидает «страну дураков», пустой мир, лишённый связи с природой, находит приют у «матери лесов», в гармоничном мире под защитой богов. В последней картине художника, романтической, без ярко выраженных этнических признаков, красные птицы устремляются к небу, в котором уже пребывает душа художника…

Страна дураков. 1992. Холст, маслоМать лесов. 1994. Холст, маслоПрощальный полёт. 2001. Холст, масло

Страна дураков. 1992. Холст, масло
Мать лесов. 1994. Холст, масло
Прощальный полёт. 2001. Холст, масло
(иллюстрации из книги Э.М. Колчевой «Реки Вселенной: неомифологизм в творчестве марийских художников». – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010)