Виртуальная выставка "Между строчек Великой войны"

11 апреля 2025

Виртуальная выставка "Между строчек Великой войны"

«О, письма фронтовые грозных лет -
Бесценней документов в мире нет!»
(Е.М. Кирпонос)

Письма с фронта и письма на фронт. Пожелтевшие от времени, с потрепанными краями и выцветшими чернилами, перечитанные не один десяток раз, дорогие сердцу и бережно хранимые листочки. В них надежда и вера, боль и слёзы, запах пороха и дыма, простые человеческие радости и невзгоды. Во многих семьях, архивных и музейных фондах хранятся фронтовые письма, написанные на тетрадных листах или, из-за дефицита бумаги, на обрывках плакатов, упаковочной и папиросной бумаге, на полях газет. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранятся живописные и графические произведения, в которых художники воссоздают образы матерей, жен и детей, оставшихся в тылу и с нетерпением ждущих писем с фронта. Пропахшие порохом строки придавали им силу, вдохновляли на труд, давали надежду на Победу. В работах мастеров изобразительного искусства также находят отражение армейские будни, когда бойцы на передовой или в госпитале читали письма из дома и узнавали новости о жизни в тылу.

Заслуженный художник РСФСР Ирина Николаевна Воробьёва создала серии работ "В годы войны" и "Женщины России в годы войны" по своим собственным воспоминаниям "о военном детстве в марийской деревне, тяжкой работе, лишениях". Ирина Воробьёва показывает в своих работах, как женщины провожали мужчин на войну, ждали вестей с передовой, переживали годы эвакуации, матери ждали возвращения сыновей и радостно встречали живых солдат у порога дома. Весь ужас военного времени художник передаёт через призму женского восприятия, затрагивая тему материнской любви, супружеской преданности. Письма с фронта были светом в окошке для женщин, проводивших своих мужей, отцов и детей на фронт, не спавших ночами и ждущих писем, с тревогой и надеждой встречая почтальона.

Народный художник России Александр Сергеевич Бакулевский также посвятил серию графических работ своим детским воспоминаниям о войне: "Когда закончилась война, мне было 10 лет. Воспоминания о том времени на всю жизнь отложились в душе…". В центре внимания художника – не ужасы войны, а "человеческая красота… красота обыкновенного, простого человека, такого же как я, как мы все, но идущего иногда – на смерть, часто – рискующего жизнью, выполняющего то, что требует Родина". Для создания произведений Бакулевский использовал чёрную акварель, которая "передаёт глубину и эмоциональность в раскрытии этой темы".

И.Н. Воробьева (1932-1993) "Идёт почтальон". Серия "Женщины России в годы войны". 1989. Бумага, гравюра на картонеА.С. Бакулевский (1936-2021) "Почтальон". Триптих "Солдатское письмо". 2005. Бумага, чёрная акварель

И.Н. Воробьева (1932-1993) "Идёт почтальон". Серия "Женщины России в годы войны". 1989. Бумага, гравюра на картоне (https://rmii.ru)

А.С. Бакулевский (1936-2021) "Почтальон". Триптих "Солдатское письмо". 2005. Бумага, чёрная акварель (https://rmii.ru)

Символом войны стало письмо-треугольник - незапечатанный, сложенный особым образом лист бумаги с текстом письма и адресом. Эта удобная форма письма появилась ещё во время Советско-финляндской (финской) войны 1939-1940 годов (Зимняя война), но в Великую Отечественную приобрела поистине всенародное признание. При помощи писем-треугольников поддерживалась связь между солдатами, воюющими на фронте, и их родными. Необычная форма письма была связана с нехваткой конвертов и марок, а также с военной цензурой, когда специалисты особого военного подразделения просматривали всю переписку и проверяли, не сообщает ли солдат о месторасположении, передвижении и номерах воинских частей, именах командиров, а также оценивали эмоциональный настрой бойцов действующей армии. Письмо из дома могло поднять боевой дух солдата, но могло и расстроить, и чтобы такого не было каждое письмо из тыла также подвергали особой проверке.  Письмо со штампом "Просмотрено военной цензурой" (https://museum-nt.ru) Обычно всё "лишнее" замазывали чёрными чернилами, а письмо отправляли адресату. После проверки на почтовые отправления ставился штамп: "Просмотрено военной цензурой".

Письмо со штампом "Просмотрено военной цензурой" (https://museum-nt.ru)

З.Ф. Лаврентьев (1933-2020) "Варежки для солдата". 1975. Холст, масло

З.Ф. Лаврентьев (1933-2020) "Варежки для солдата". 1975. Холст, масло (https://rmii.ru)

Женщины, оставшиеся в тылу, с нетерпением ждали треугольников с фронта. В этом случае письмо было написано сыном, мужем, отцом, и в нём звучат те самые слова, которые хотели прочитать все: "Я живой". Письма о гибели солдат (так называемые "похоронки") присылали на официальном бланке в конверте с маркой. В первые дни войны похоронки тоже приходили в виде писем-треугольников на обычных, вырванных из тетради листах, поэтому с первого взгляда отличить похоронку от обычного письма с фронта можно было только по незнакомому почерку.

В декабре 1941 года при Главном управлении связи РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) создаётся отдельное Управление военно-полевой почты, которым руководил нарком (народный комиссар) связи СССР, заместитель наркома обороны СССР, начальник Главного управления связи Красной армии, первый маршал связи в истории нашей страны Иван Терентьевич Пересыпкин. В действующей армии при штабах организовываются отделы военно-полевой почты, а в частях - почтовые полевые станции.

Иван Терентьевич Пересыпкин (https://encyclopedia.mil.ru)Памятник маршалу войск связи, советскому государственному и военному деятелю И.Т. Пересыпкину, открытый 20 октября 2023 года на территории городка военных связистов в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха ВС РФ «Патриот» (https://parkpatriot.ru)

Иван Терентьевич Пересыпкин (https://encyclopedia.mil.ru)

Памятник маршалу войск связи, советскому государственному и военному деятелю И.Т. Пересыпкину, открытый 20 октября 2023 года на территории городка военных связистов в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха ВС РФ «Патриот» (https://parkpatriot.ru)

И.Т. Пересыпкин добился, чтобы для армейской почты были созданы исключительные условия. Для отправления писем, открыток, бандеролей использовали все имеющиеся транспортные средства: поезда с почтовыми вагонами, корабли, подводные лодки, самолеты, грузовики, мотоциклы и даже почтовые голуби. Советская военная почта уже к концу 1941 года работала как чётко отлаженный механизм: ежемесячно отправлялось более 70 миллионов писем. Штемпель "Письмо красноармейца" на каждом письме или открытке давал право на бесплатную отправку. 6 февраля 1943 года всем военным частям были присвоены новые условные номера. Теперь почтовый адрес состоял всего из пяти цифр: номер войсковой части и полевой почты.

А.А. Муржин (1939-2006) "Письмо". 1986. Бумага, графитный карандашПисьмо с номером полевой почты (http://saif.rusociety.ru)

А.А. Муржин (1939-2006) "Письмо". 1986. Бумага, графитный карандаш (https://rmii.ru)
Письмо с номером полевой почты (http://saif.rusociety.ru)

Вести с фронта преодолевали непростой путь. Каждый день почтальон воинской части вынимал письма сослуживцев из почтового ящика, относил их на станцию, где корреспонденцию обрабатывали календарными штемпелями, складывали в мешки и отправляли на военно-почтовую базу армии. Там письма сортировали по направлениям. Отсортированная корреспонденция передавалась на военно-почтовый пункт для рассылки по адресам. Письма из тыла проходили обратный путь от почтового отделения до полевой почтовой станции, откуда почтальон разносил их по адресатам, в том числе и на передовую. Сотрудники почтовых сортировочных пунктов трудились круглосуточно, чтобы не допустить перебоев и задержек. Однако иногда это случалось, если военная часть отступала или попадала в окружение, быстро меняла место дислокации, или письма гибли вместе с почтовыми эшелонами или безвестно пропадали в сумке убитого почтальона.

Полевая почта (https://histrf.ru/read/articles/pisma-nadezhdy-kak-rabotala-pochta-v-gody-vojny)А.С. Бакулевский (1936-2021) "В пути". Триптих "Солдатское письмо". 2005. Бумага, чёрная акварель

Полевая почта (https://histrf.ru/read/articles/pisma-nadezhdy-kak-rabotala-pochta-v-god...)

А.С. Бакулевский (1936-2021) "В пути". Триптих "Солдатское письмо". 2005. Бумага, чёрная акварель (https://rmii.ru)

В городе Воронеже в 2015 году был установлен единственный в России памятник, посвящённый подвигу военных почтальонов во время Великой Отечественной войны. Прототипом памятника стал ефрейтор Иван Леонтьев - экспедитор-почтальон 333-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии, который доставлял почту на передовые позиции Воронежского фронта. В мае 1943 года Леонтьев был награждён медалью "За боевые заслуги", но Победу так и не увидел: его последнее письмо родные получили в январе 1944 года.

Памятник фронтовому почтальону в городе Воронеже (http://gorvrn.ru)

Памятник фронтовому почтальону в городе Воронеже (http://gorvrn.ru)

Солдаты и офицеры отправляли в тыл не только письма-треугольники, но и почтовые карточки, открытки, воинские письма (или секретки), которые сопровождались воззваниями, патриотическими девизами и рисунками. Они были посвящены боевым действиям или героическому труду людей в тылу и поднимали боевой дух бойцов и командиров на фронте.

На фронте бойцы чаще всего писали химическим карандашом, который на бумаге выглядел как обычный простой карандаш, но при смачивании кончика грифеля след от него становился похож на чернила. Во время войны карандаши были в дефиците, поэтому оставшиеся кусочки солдаты обматывали берестой или вставляли в оружейную гильзу и использовали до самого конца.

Карандаш в оружейной гильзе (https://skmuseum.ru/pobeda/predmetyi/)Карандаш в бересте (Фото Надежды Уваровой)

Карандаш в оружейной гильзе (https://skmuseum.ru/pobeda/predmetyi/)
Карандаш в бересте (Фото Надежды Уваровой) 

Народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств Альбина Георгиевна Акритас в конце 1960-х годов обратилась к теме Великой Отечественной войны, посвятив ей ряд живописных эскизов, рисунков и полотен. Серии графических работ "Сорок первый год" и "Военное время" входят в число наиболее выразительных произведений о Великой Отечественной войне. В 1987 году за их создание художница была награждена серебряной медалью Академии художеств СССР. Альбина Акритас тонко чувствует характер времени, умело передаёт в своих работах его атмосферу, выявляя самое сокровенное - духовное содержание жизни. Может быть, именно поэтому главные роли в искусстве мастера играют женские образы, олицетворяющие источник жизни, её первооснову, нравственное начало.

А.Г. Акритас (1934 г.р.) "Письмо". Серия "Военное время". 1985. Гравюра на картоне

А.Г. Акритас (1934 г.р.) "Письмо". Серия "Военное время". 1985. Гравюра на картоне (https://rmii.ru)

Заслуженный художник РСФСР Павел Павлович Блок в 1943 году окончил военное училище города Тюмени и в звании младшего лейтенанта поступил на службу командиром взвода разведки штабной батареи 936-го артиллерийского полка. Свой первый бой он принял в ходе Рогачёвско-Жлобинской наступательной операции в феврале 1944 года, затем участвовал в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной войны - операции «Багратион» по освобождению Белорусской ССР. На подступах к Берлину в 1945 году Павел Блок был тяжело ранен и День Победы встретил в госпитале. Полгода пребывания на больничной койке заставили его вспомнить о своей любви к рисованию. Сначала это были простенькие этюды нехитрого госпитального быта, затем - портретные зарисовки.

В творчестве П.П. Блока множество работ на тему войны, в которых не отражены боевые действия, а зафиксированы солдатские будни на передовой в редкие минуты затишья, в госпитале, пейзажные зарисовки. Внучка художника Анастасия Блок говорит о его творчестве так: "В творчестве моего дедушки главное – это не война, как может показаться на первый взгляд, а тема весны… мы видим это из многочисленных названий его картин – "Весенний призыв", "Где-то на фронте березовый сок", "Был апрель", "Весна", "Весенняя распутица", "Весна в медсанбате". Она часто задавала деду вопрос: "А почему весна?", и слышала в ответ "Да потому, что весна – это обновление жизни, надежда на лучшее, вечная молодость". Анастасия также отмечает, что "это любимый дедушкин колорит, когда лёгкой дымкой подёрнуты деревья и небо, когда краски мягко и приглушенно нежны".

П.П. Блок (1924-2021) «Весна». 1977. Холст, масло

П.П. Блок (1924-2021) "Весна". 1977. Холст, масло (https://rmii.ru)

С июля 1941 года и до конца войны по радио каждый день читали письма. Всесоюзный радиокомитет создал около 8 тысяч передач "Письма с фронта" и "Письма на фронт", в основу которых легло около 2 миллионов писем. В Радиокомитете был организован специальный отдел, который получил название "Письма на фронт и с фронтов Отечественной войны". Письма по радио имели широкий отклик радиослушателей и вызывали оживлённую переписку между фронтом и тылом.

Память о фронтовых письмах-треугольниках Великой Отечественной войны увековечена в мемориалах и стелах. В мемориальном комплексе "Письма с фронта», установленном в 2015 году на площади Победы в городе Азове Ростовской области, увековечен подвиг его жителей - комсомольцев. Шесть монументов мемориала выполнены в виде солдатских писем-треугольников, на которые нанесены подлинные тексты писем участников Великой Отечественной войны, представленных Азовским краеведческим музеем и городским военкоматом. В Городищенском районе Волгоградской области располагается мемориальный комплекс "Солдатское поле", посвящённый участникам боёв, происходивших здесь во время обороны Сталинграда 1942 года. В состав комплекса кроме братской могилы, символической воронки от взрыва, лемехов плугов, входит памятник девочке Миле с мраморной плитой в виде письма-треугольника. На плите воспроизведён подлинный текст письма одного из участников обороны Сталинграда гвардии майора Дмитрия Петракова, которое он написал 18 сентября 1942 года своей дочери.

Мемориальный комплекс "Письма с фронта" в городе Азове (https://azov.info/new)  Мемориальный комплекс "Солдатское поле" (http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/41-soldatskoe-pole.php)

Мемориальный комплекс "Письма с фронта" в городе Азове (https://azov.info/new)  
Мемориальный комплекс "Солдатское поле" (http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/41-soldatskoe-pole...)

Письма… Маленькие памятники прошедшей войны, безмолвные очевидцы и свидетели человеческой жизни, незабываемая волнующая летопись военного времени, бесценные свидетельства истории нашей Победы. Письма на фронт, присланные со всех концов нашей огромной страны, давали уверенность, поддержку, приближали Победу. Письма с фронта давали надежду на то, что самый любимый и дорогой человек жив, а значит, сделает всё, чтобы защитить своих родных и свою землю. Сейчас простые бесхитростные строки военных писем, полные любви к жизни и надежды на скорую встречу, напоминают нам о вечных ценностях и являются одним из символов Великой Победы.

А.А. Санникова (1990 г.р.) "Пока трепещет сердце, память будет жить". 2015. Холст, масло

А.А. Санникова (1990 г.р.) "Пока трепещет сердце, память будет жить". 2015. Холст, масло (https://rmii.ru)