Виртуальная выставка "Ледяные горизонты", посвящённая 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути

13 июля 2025

Виртуальная выставка "Ледяные горизонты", посвящённая 500-летию начала освоения Россией Северного морского пути

«Мороз и вялость несовместимы.
Север вызывает в человеке ту смелость и решительность,
которые никак не проявляются в более тёплом климате»
(Джек Лондон «Дочь снегов»)

В 2025 году отмечается юбилей начала освоения Россией Северного морского пути, уникального маршрута, проходящего по северным морям вдоль побережья нашей страны. Во времена правления Великого князя Московского Василия III, отца первого венчанного царя всея Руси Ивана IV Грозного, Османская империя грозила блокировкой Средиземноморских проливов, что могло негативно сказаться на торговых путях между Европой и Азией. В 1525 году в Риме русский дипломат Дмитрий Герасимов предложил представителям западного мира использовать Северо-Восточный проход (так в те времена называли Северный морской путь) для перевозки грузов. Герасимов предложил создать альтернативный маршрут «через Студёные моря», ссылаясь на опыт жителей северных районов России, поморов, которые для промысла и торговли осваивали акваторию Баренцева и Карского морей. Сегодня Северный морской путь, Северный морской коридор, Севморпуть, СМП – один из самых важных торговых маршрутов в мире, позволяющий сократить время и стоимость доставки грузов из Азии в Европу.

Маршрут Северного морского пути (https://www.atomic-energy.ru)

Маршрут Северного морского пути (https://www.atomic-energy.ru)

Величественная и суровая природа русского Севера, покоряющая своими ледяными просторами, холодным великолепием морей, бескрайними лесами, бесчисленными озерами, каменистой тундрой, становится источником вдохновения для многих художников. Из своих путешествий по северу нашей страны они привозили не только редкие по красоте и поэтичности картины, но и живые, интересные воспоминания. В работах художников, вдохновленных Арктикой, эта ледяная земля предстает разной, но одинаково прекрасной. У каждого мастера свой взгляд на холодную красоту северных пейзажей и теплоту души местных жителей. Благодаря работам художников и мы можем увидеть природу и жителей Заполярья с разных сторон. Коллекция произведений живописи и графики мастеров изобразительного искусства, посвящённых красоте северных пейзажей, укладу жизни и традиционным занятиям коренных народов Севера, людям, внёсшим свой вклад в развитие арктических территорий и использовании их ресурсов, входит в собрание Республиканского музея изобразительных искусств города Йошкар-Олы и Государственного Русского музея города Санкт-Петербурга.

Формирование полярного или арктического пейзажного жанра изобразительного искусства началось в XIX веке благодаря профессиональным художникам, участвовавших в арктических экспедициях. Основоположником жанра можно считать Александра Алексеевича Борисова (1866-1934), ученика И.И. Шишкина и А.И. Куинджи, который в 1894 году участвовал в экспедиции на Кольский полуостров. Борисов первым из художников написал Арктику на пленэре в цвете, а также вёл наблюдения за температурой, давлением, магнитным полем, высотой снега, направлением и силой ветра, внёс свой вклад в развитие картографии. Художник создавал многочисленные зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья, архипелага Новая Земля, острова Вайгач, Югорского полуострова, в которых цветовой контраст гранитного берега, моря и неба помогает зрителю ощутить простор, красоту и величие русского Севера.

А.А. Борисов (1866-1934) «Берег Новой Земли». 1901. Холст на фанере, масло (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6366/index.php)А.А. Борисов (1866-1934) «Новая Земля. Маточкин Шар. Освещённые солнцем вершины». 1899. Холст на фанере, масло (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6364/index.php)

А.А. Борисов (1866-1934) «Берег Новой Земли». 1901. Холст на фанере, масло (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6366/index.php)

А.А. Борисов (1866-1934) «Новая Земля. Маточкин Шар. Освещённые солнцем вершины». 1899. Холст на фанере, масло (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6364/index.php)

Освоение Арктики приобрело особое значение в России после Октябрьской революции 1917 года. К началу 1930-х годов полярные исследования получили чёткую практическую направленность. Наряду с поиском природных ресурсов перед исследователями стояла другая важнейшая задача - установление регулярного водного сообщения между Европейской частью России, Сибирью и Дальним Востоком. Официальным моментом открытия Северного морского пути считается 1932 год, когда под руководством знаменитого советского географа Отто Юльевича Шмидта (1891-1956) ледокольный пароход «Александр Сибиряков» прошёл маршрут за одну навигацию без зимовки. В 1937 году легендарный лётчик Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) впервые совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс.

Д.М. Утёнков (1948-2014) «О.Ю. Шмидт». Вторая половина ХХ века. Бумага, офорт (https://rmii.ru)С.Д. Лебедева (1892-1967) «Портрет В.П. Чкалова. Этюд». 1939. Бронза, мрамор (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/20/so-43/index.php ГРМ)

Д.М. Утёнков (1948-2014) «О.Ю. Шмидт». Вторая половина ХХ века. Бумага, офорт (https://rmii.ru)

С.Д. Лебедева (1892-1967) «Портрет В.П. Чкалова. Этюд». 1939. Бронза, мрамор (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/20/so-43/index.php ГРМ)

Заслуженный работник культуры РСФСР, Почётный полярник СССР, член Союза художников СССР, член Союза журналистов СССР Игорь Павлович Рубан (1912 – 1996) в 1944 году обратился в своём творчестве к полярной теме, участвовал в арктических экспедициях на острова Карского и Баренцева морей, ледокольных маршрутах, в дрейфе советских научно-исследовательских станций «СП-4», «СП-13», «СП-14», «СП-15», «СП-17» и второй континентальной антарктической экспедиции, где писал этюды и делал зарисовки. Более 40 лет художник создавал художественную летопись освоения Арктики и Антарктики. Наброски, сделанные художником в экспедициях по Северному Полюсу, стали также иллюстрациями его книг, статей, обложек для журналов, о чём Игорь Рубан в своей книге «Без тёмных очков» написал так: «Во многих сотнях собранных мною в северных странствиях рисунков и этюдов я старался запечатлеть прямо с натуры все, что меня интересовало, никогда не пользуясь фотографией…». Натурные работы, выполненные художником на Крайнем Севере, являются первыми в истории этюдами и рисунками таинственного шестого континента. В них вложены непосредственность впечатлений, удивление художника перед необычностью открывшегося ему мира. Во время своих поездок по Арктике Игорь Рубан, исходя из своих наблюдений, пришёл к выводам, что «расцветка тундры каждого района Заполярья имеет свою гамму красочных сочетаний и это находит отражение в вышивках и орнаментике народов Севера».

Во время арктических экспедиций художник не жалел себя, работал в любых условиях и старался рисовать как можно больше: в летней тундре среди туч мошек и комаров, на палубе ледокола во время шторма, ночью с привязанной к карандашу или кисти лампочкой, на сильном морозе, закрепляя кисть в бинтах повязки обмороженных рук. По экспедиционным этюдам художник написал множество крупноформатных полотен, экспонировавшихся на персональных выставках в Москве, Ленинграде, Мурманске, Барнауле, Красноярске. И.П. Рубан участвовал в создании народных художественных музеев в посёлках Тикси Республики Саха, Подтёсово Красноярского края, городе Холмске на острове Сахалин. Работы Игоря Рубана хранятся в крупнейших музеях страны – в Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Российском государственном музее Арктики и Антарктики и многих других.

Художник Игорь Рубан в составе высокоширотной экспедиции на ледоколе "Северный полюс" в Чукотском море, 1946 год (http://geroiarktiki.goarctic.ru/heroes/igor_ruban)И.П. Рубан (1912-1996) «Мурман. Весна». 1946-1949. Холст, масло (https://rmii.ru)

Художник Игорь Рубан в составе высокоширотной экспедиции на ледоколе "Северный полюс" в Чукотском море, 1946 год (http://geroiarktiki.goarctic.ru/heroes/igor_ruban)

И.П. Рубан (1912-1996) «Мурман. Весна». 1946-1949. Холст, масло (https://rmii.ru)

И.П. Рубан (1912-1996) «На старой Чукотке». 1946. Холст, масло (https://rmii.ru)И.П. Рубан (1912-1996) «Штормовой фронт». 1949. Холст, масло (https://rmii.ru)

И.П. Рубан (1912-1996) «На старой Чукотке». 1946. Холст, масло (https://rmii.ru)
И.П. Рубан (1912-1996) «Штормовой фронт». 1949. Холст, масло (https://rmii.ru)

Петербургский живописец, книжный иллюстратор, мастер офорта, литографии, монотипии, акварели, ученица К.С. Петрова-Водкина Мария Николаевна Бутрова (1905-1989) в 1930-е годы совершила первую поездку в северные районы Сибири для сбора этнографических материалов и создания зарисовок к новым учебникам для школ Крайнего Севера. В этой экспедиции она добиралась от стана к стану не только на пароходе, катере и гидроплане, но со свойственным ей бесстрашием могла оседлать лошадь или оленя, преодолевая таёжные чащи, топкие болота, перебираясь на плотах по порожистым и быстрым рекам. Зародившаяся в то далекое время любовь к суровой, нетронутой северной природе не покидала Марию Николаевну на протяжении всей жизни и стала одной из главных тем её творчества. Неудивительно, что все её произведения так жизненны и правдивы. Бутрову восхищали не только пейзажи Заполярья, но и своеобразие национального быта, жизненного уклада, людских судеб и характеров народов ханты, манси, эвенков, тувинцев, якутов.

В своих акварелях М.Н. Бутрова взволнованно и трепетно передаёт своё потрясение от торжествующей красоты и мощи таёжного леса в разгар золотой осени, звенящую тишину, запахи тайги и дыма от костра. Её работы потрясают звучностью колористической гаммы, гармонией колорита, своеобразной ритмикой цвета и формы.

М.Н. Бутрова (1905-1990) «Мальчик на олене». Вторая половина ХХ века. Бумага, офорт (https://rmii.ru)М.Н. Бутрова (1905-1990) «На Енисее». ХХ век. Бумага, акварель (https://rmii.ru)

М.Н. Бутрова (1905-1990) «Мальчик на олене». Вторая половина ХХ века. Бумага, офорт (https://rmii.ru)

М.Н. Бутрова (1905-1990) «На Енисее». ХХ век. Бумага, акварель (https://rmii.ru)

Заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств Анатолий Владимирович Бородин (1935-2018) через два года после окончания Московского полиграфического института отправился на комсомольскую стройку в Малоземельскую тундру Ненецкого национального округа Архангельской области РСФСР. В своей поездке художник прочувствовал все сложности жизни ненцев, коренного народа этих мест: суровые климатические условия, скудное питание, кочевой образ жизни.  Анатолий Бородин жил вместе с оленеводами, ел их пищу, общался с ними и делал многочисленные зарисовки. Он искренне увлекся Севером, его чёрно-белые линогравюры ярко и эмоционально отражают жизнь ненецкого народа. На фоне бесконечных снегов отчётливо и контрастно выступают простые и неброские фигуры людей и животных, их жизнь и отношения. Результатом поездки стала созданная художником серия линогравюр «В Малоземельской тундре», которая экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1961 года, затем на выставке молодых художников во Флоренции в 1962 году и была издана альбомом «Северная сюита». Работа «Две матери», представленная на выставке по Флоренции, была подарена Папе Римскому Иоанну XXIII в знак признательности и дружбы.

В последние годы своей жизни А.В. Бородин обратился к технике альграфии (литография на алюминии), в которой больше, чем в других видах гравюры, видна непосредственность натурного рисования. Его крупноформатные работы отличает редкостное чувство пространства, монументальность образного строя, глубокое духовное содержание, его пейзажи открывают зрителю мир красоты, гармонии и глубоких чувств.

А.В. Бородин (1935-2018) «Семья оленевода». 1961. Бумага, линогравюра (https://rmii.ru)А.В. Бородин (1935-2018) «Приехали из тундры». 1961. Бумага, линогравюра (https://rmii.ru)

А.В. Бородин (1935-2018) «Семья оленевода». 1961. Бумага, линогравюра (https://rmii.ru)
А.В. Бородин (1935-2018) «Приехали из тундры». 1961. Бумага, линогравюра (https://rmii.ru)

Творчество Геннадия Николаевича Бусыгина (1938-1991) связано прежде всего с жизнью коренных народов Крайнего Севера. Он одним из первых художников города Тюмень обратился к теме Севера, и в 1975 году зрители увидели лёгкие светлые литографии, герои которых – дети Севера, или «северята» как называл их сам художник. Особенность работ Геннадия Бусыгина заключается в условном языке без проработанных деталей, умении подметить самое характерное в лицах, в жестикуляции, что свидетельствует о стремлении передать самобытный дух культуры, избегая подробного этнографического описания. Произведения художника всегда отличались особым ритмом композиции: динамичные, с приближенными к первому плану крупными фигурами, изображенными на нейтральном фоне со скупым введением в него особо значимых деталей - летящих чаек, контуров оленей, стоящих поодаль от людей, видимых как через изморозь, рыболовных сетей. Линия здесь начинает жить совершенно по иным законам, и словно бы рождает на листе образ человека, живущего «одним дыханием» с суровой природой Севера. Белизна листа трансформируется в снежную белизну северного пространства, пронизанного светом.

Г.Н. Бусыгин (1938-1991) «Ремонт сетей». 1979. Бумага, сухая игла (https://rmii.ru)Г.Н. Бусыгин (1938-1991) «Возвращение». 1979. Бумага, сухая игла (https://rmii.ru)

Г.Н. Бусыгин (1938-1991) «Ремонт сетей». 1979. Бумага, сухая игла (https://rmii.ru)

Г.Н. Бусыгин (1938-1991) «Возвращение». 1979. Бумага, сухая игла (https://rmii.ru)

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств Виталий Натанович Петров-Камчатский (1936-1993) в составе студенческой геологической партии впервые приехал на полуостров Камчатка, поразивший воображение художника и ставший центральной темой его творчества. Этому краю художник посвятил большие серии «Камчатка», «Белая Чукотка», «По Чукотке» и другие, выполненные в технике карандашного рисунка, акварели, гуаши, литографии, линогравюры, темперной живописи. Любовь к Крайнему Северу была так велика, что значительную часть своей жизни Виталий Николаевич провёл вместе со своими героями. Художник проиллюстрировал более пятнадцати сборников повестей, сказаний и былин народов Севера и Дальнего Востока, которые издавались во многих странах мира.

С 1989 по 1993 годы В.Н. Петров-Камчатский работал ректором Красноярского государственного художественного института, в котором открыл кафедру графики, и был первым руководителем творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске. Произведения художника представлены в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московского государственного музея Востока и других музеев России и Европы.

В.Н. Петров-Камчатский (1936-1993) «Берега Чукотского моря». Серия «Чукотка». 1980. Бумага, цветная литография (https://rmii.ru)В.Н. Петров-Камчатский (1936-1993) «Встреча в пути». 1982. Бумага, цветная литография (https://rmii.ru)

В.Н. Петров-Камчатский (1936-1993) «Берега Чукотского моря». Серия «Чукотка». 1980. Бумага, цветная литография (https://rmii.ru)

В.Н. Петров-Камчатский (1936-1993) «Встреча в пути». 1982. Бумага, цветная литография (https://rmii.ru)

Собственный взгляд и главные темы творчества заслуженного художника Российской Федерации, заслуженного деятеля искусств Республики Карелия Олега Суловича Юнтунена (1948-2005) сформировались под влиянием «сурового» стиля 1960-х и творчества его отца - мастера эпического пейзажа, от которого сын перенял любовь к Северу, к путешествиям, к простым и «настоящим» сюжетам. Олег Юнтунен в одиночку по несколько месяцев странствовал по Карелии и Мурманской области, по берегам Белого и Баренцева морей. Вдали от суеты, в уединении среди прибрежных морских скал или в глухой тайге художник создавал и «перерабатывал» сотни натурных рисунков, доводя многие из них до совершенства.

Тонкие по своему эмоциональному подтексту, выполненные в разных техниках - тушь, карандаш, темпера, акрил, офорта - графические листы Олега Юнтунена поразительно достоверны и просты по сюжету: дальний плоский горизонт, снег и лёд, безлюдные пологие берега, камни, брёвна, трава, изредка встречаются признаки присутствия человека в виде заброшенных лодок, одиноких изб и старого железа. Неласковый, почти чёрно-белый мир, где люди – временные случайные гости, и сам автор становится частью природы, растворяется в ней. Искусствовед Людмила Соколова на открытии выставки памяти мастера офорта Олега Юнтунена в Городском выставочном зале города Петрозаводска в ноябре 2017 года вспоминает: «…Он был северный человек. Настоящий! Поэтому на его листах Мироздание, Космос, а не просто ландшафт или очередной пейзаж».

О.С. Юнтунен (1948 – 2005) «Залив Баренцева моря». 1989. Бумага, цветной офорт (https://rmii.ru)О.С. Юнтунен (1948 - 2005) «После дождя». 1993. Бумага, цветной офорт (https://artmuseum.karelia.ru/news/statya-oleg-sulovich-yuntunen-75-let-so-dnya-rozhdeniya-karelskogo-hudozhnika/)

О.С. Юнтунен (1948 – 2005) «Залив Баренцева моря». 1989. Бумага, цветной офорт (https://rmii.ru)

О.С. Юнтунен (1948 - 2005) «После дождя». 1993. Бумага, цветной офорт (https://artmuseum.karelia.ru/news/statya-oleg-sulovich-yuntunen-75-let-s...)

Член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза писателей России, член Союза дизайнеров Москвы, член Московского союза художников, почётный член правления Ассоциации ремесленников (Франция) Константин Эдуардович Путинцев пошёл по стопам своего отца – заслуженного архитектора Российской Федерации, автора более 70 научных трудов по северному градостроительству Эдуарда Петровича Путинцева. Константин Эдуардович не только окончил с отличием Московский архитектурный институт, но и ведёт «параллельную художественную жизнь» - создаёт графические и акварельные «путевые заметки» в многочисленных поездках по миру: от Новой Зеландии до Канады, от Китая до Шотландии, от самых удалённых уголков России до стран Африки. В своих путевых зарисовках художник восхищается миром, природой, историческими и архитектурными достопримечательностями, его работы имеют свой неповторимый изобразительный язык, узнаваемый авторский почерк.

Особый дар пейзажиста проявляется у Константина Путинцева в изображении Русского Севера. Этот край близок художнику, он его чувствует по-особенному. Мастер щедро делится своим видением природы, его пейзажи завораживают красотой и гармонией, дарят умиротворение и покой. Художник, подчиняясь внутреннему чутью и любви к этому суровому краю, в акварелях и рисунках отражает уверенную мощь студёного моря, холодную, завораживающую красоту земли, мягкие очертания деревьев и строгие контуры монастырей. Всё это достигается благодаря безупречному владению техникой акварели, необычному чувству цвета, законченности композиции, которые создают в работах К.Э. Путинцева полное ощущение присутствия.

К.Э. Путинцев (1963 г.р.) «В ледовой западне». 2017. Бумага, акварель (https://rmii.ru)

К.Э. Путинцев (1963 г.р.) «В ледовой западне». 2017. Бумага, акварель (https://rmii.ru)

Насколько суров Крайний Север, настолько же крепка и любовь к нему: если проникла в сердце, уже не отпустит никогда. Рисунки или этюды с натуры, созданные художниками во время экспедиций в высокие широты, имеют не только художественную и документальную ценность, они отражают их удивление и восторг перед красотой и необычностью открывшегося перед ними мира. Опытным мастерам изобразительного искусства, по сути, приходится учиться живописи заново: пересматривать многие законы построения пейзажа, передачу глубины пространства при абсолютной прозрачности воздуха (когда нет спасительной дымки средних широт, вуалирующей задний план), извлечению из обычной палитры цвета невероятной чистоты и светосилы.

Для многих людей Заполярье – это что-то тусклое и безжизненно-серое, а художники видят яркие и цветные пейзажи: «Осень тронула тайгу золотом, и она желтеет над разноцветными обрывами. Обрывистые берега бесконечно разнообразны по форме и окраске, сочетая в себе серые и красные, лиловые и коричневые пласты камня. Эта яркость красок смиряется лишь на рассвете, ранним утром, когда все покрывается белесоватым пухом инея.» (И.П. Рубан «Без тёмных очков»). Художнику необходимо найти такие приёмы, которые помогли бы зрителям понять особенности пейзажа Заполярья, который они никогда не видели, и уклад жизни северных народов, о котором известно совсем немного, и убедить людей в том, что на картинах реальный мир, а не выдумка художника. Для того, чтобы каждый день писать и рисовать, отвоёвывая у мороза каждый мазок, каждый штрих, когда смерзаются ресницы и не слушаются руки, мастерам нужно очень любить своё дело и Крайний Север.

Л.Т. Кузнецов (1928-2007) «Весна на Севере». 1976. Бумага, темпера (https://rmii.ru)

Л.Т. Кузнецов (1928-2007) «Весна на Севере». 1976. Бумага, темпера (https://rmii.ru)