Виртуальная выставка Ивана Алексеевича Михайлина

31 июля 2021

Виртуальная выставка Ивана Алексеевича Михайлина

Художник Иван Алексеевич МихайлинТворчество художника и графика Ивана Михайлина, наполненное гуманизмом, патриотизмом и оптимизмом, вошло неповторимой страницей в искусство нашей страны.

Иван Алексеевич Михайлин родился 15 августа 1926 года в деревне Новая Александровка Саратовской области. Окончил Саратовское художественное училище с отличием в 1954 году и Московский полиграфический институт, в котором учился заочно, в 1964 году.

С 1965 года являлся членом Союза художников России, а также заслуженным деятелем искусств и лауреатом Государственной премии Марийской ССР им. А.В. Григорьева и лауреатом премии марийского комсомола имени Олыка Ипая.

Иван Михайлин участвовал в Великой Отечественной войне, хотя ему дважды отказывали в военкомате из-за возраста. На службу Михайлина призвали только в 1943 году, когда фронт подошёл к самому Саратову и семнадцатилетнего юношу зачислили в зенитный артиллерийский полк. С боями он дошел до Румынии, участвовал в Бухарестско-Ардской операции, награждён орденом Великой Отечественной войны II степени. В марте 1945 года военная кинохроника сняла момент стрельбы 7-й батареи 720-го полка, где Иван Михайлин был наводчиком 76-миллиметрового орудия, и эта съемка вошла в кинолетопись Великой Отечественной войны. Победу И.А.Михайлин встретил под городом Плоешти. Даже на фронте будущий художник не расставался с альбомом и карандашом, используя короткие часы затишья между боями для рисования. После окончания войны его фронтовые зарисовки экспонировались в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева на выставке художников-любителей.

Памятник зенитчикам 720 артиллерийского полка

Иван Миайлин - "Портрет жены", 1985 г.С 1955 года И.А.Михайлин начал работать в Марийской АССР, откуда была родом его супруга Валентина Степановна.

Здесь Иван Михайлин познакомился с марийскими художниками, которые пригласили его работать в мастерские Художественного фонда РСФСР. Вместе с П.Т.Горбунцовым, А.И.Бутовым, Б.С.Пушковым в 60-х годах он активно участвовал в организации Союза художников Марийской АССР. Вместе с Алексеем Бутовым и Борисом Пушковым  он ездил на этюды и писал пейзажи. Горячая любовь художника к природе, умение видеть и чувствовать её очарование нашли отражение в картинах пейзажного жанра, которые он создавал на протяжении всей жизни. Михайлин по-своему видит природу, не мысля её без присутствия человека.

Иван Михайлин - "Осенний этюд"

Иван Михайлин - "Стожок"

Именно с творчеством И.А.Михайлина в марийское изобразительное искусство входит линогравюра - вид графики, где в качестве основы для рисунка используется линолеум или другая полимерная основа, изображение покрывается краской и отпечатывается на листе бумаги. Тематика линогравюр у Михайлина самая разнообразная – жизнь марийского народа, городские и деревенские мотивы, природа и человек.

Особенно поэтична и исторична линогравюра "Беление холста", в которой манит к себе уютная деревенька и завораживает музыкальный ритм гибких девичьих фигурок, будто в торжественном хороводе несущих на коромыслах отбеленные холсты. Пожилая женщина, замачивающая холсты в большой деревянной колоде, как бы символизирует связь поколений и преемственность традиций в бытовом укладе деревни или села. Вслед за художником зритель внимательно присматривается к окружающей героев природе, проникается уважением к деревенскому труду и к укладу жизни крестьян. Эта линогравюра является одной из самых значительных в творчестве И.А.Михайлина.

Иван Михайлин - "Беление холста"
1969 г. (бумага, линогравюра) из серии "Земля марийская"

Другой рядовой эпизод, когда механизаторы моют свои машины, отраженный в линогравюре "Купание тракторов", приобретает романтику и новизну. Три огромных трактора закрывают кабинами горизонт, а в движениях стоящих по колено в воде юношей запечатлён процесс работы. Эта линогравюра необычайно динамична: динамика заключается в ритме тёмных и светлых пятен, ряби воды, в струях брызг. В "Купании тракторов" люди и техника не противопоставлены друг другу, а наоборот, образуют единый тандем и зритель чувствует их могучую силу.

Иван Михайлов - "Купание тракторов", 1974г. (бумага, линогравюра) из серии "Сельские механизаторы"

Одновременно с работой в станковой графике и живописи Иван Михайлин много времени уделял книжной иллюстрации. С середины 50-х годов он наладил связь с Марийским книжным издательством, сотрудники которого заметили внимательный и чуткий подход художника к литературному тексту. Михайлин обращается к различным материалам для создания иллюстраций: рисунок пером, резцовая гравюра, линогравюра, гуашь, офорт, постепенно вырабатывая собственный стиль рисования. В облике героев произведений, в буквицах, дополненных марийским орнаментом, в цветовом строе страниц получили отражение черты национального быта и эстетического вкусы марийского народа.

Иван Михайлин - иллюстрация к сказке "Лис и хозяин леса"

Иван Михайлин - иллюстрация к сказке "Ян – не королевич"

Иван Михайлин - Онар 1988 г. (бумага, ксилография) Много сил и времени Иван Михайлин посвящал теме легендарных событий, повлиявшим на судьбу марийского народа. В его работах встречаются Онар и Чоткар-патыр – легендарные богатыри, которые всегда защищали родной марийский народ.

В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранится около 40 живописных и графических работ И.А.Михайлина. Он не только внес большой вклад в марийскую графику, но и воспитал новое поколение молодых художников. Династию художников Михайлиных продолжили его дочь Ольга и зять Игорь Решта (1957–1999), а также внуки Данила Решта, Павел и Валентин Фроловы.

Скончался Иван Алексеевич Михайлин 22 февраля 2005 года.