Виртуальная выставка "Душа Художника", посвящённая 70-летию со дня рождения В.А. Боголюбова

19 февраля 2024

Виртуальная выставка "Душа Художника",
посвящённая 70-летию со дня рождения В.А. Боголюбова

Заслуженный художник Республики Марий Эл, председатель Правления Марийского регионального отделения Союза художников России (2001-2005 годы) Валерий Алексеевич Боголюбов был уникальной, самобытной личностью в современном марийском изобразительном искусстве. Своими работами он напоминал зрителю о вечных ценностях: любви к ближнему, помощи и состраданию, любви к родной земле, бескорыстии, благородстве, чистоте совести.

Республиканский музей изобразительных искусств предлагает познакомиться с живописными и графическими произведениями В.А. Боголюбова, которые являются частью его коллекции.

Валерий Алексеевич Боголюбов родился 4 января 1954 года в починке Ильинский Моркинского района Республики Марий Эл. С раннего детства он вдохновлялся красотой окружающей природы и стремился её запечатлеть. В дальнейшем впечатления от деревенской жизни, трудовых будней и национальных праздников нашли отражение в его творчестве. Куратор Международной выставки «Современное искусство финно-угорских народов» (Ugriculture) (Финляндия, город Хельсинки, 2000 год) Т. Мэттэнен, на которой были представлены произведения В.А. Боголюбова, отмечает: «…деревня - это мечта, сон, любимое воспоминание или потерянный рай, который представляет самую подлинную народную культуру. Со временем воспоминания мистифицировались, развиваясь, они отошли от бытовой жизни и превратились в символы, впечатления, тоску, которые, имея неодолимую притягательную силу, обладают свойствами, лечащими душу».

Заметив любовь сына к рисованию, родители отправили Валерия в город Йошкар-Олу учиться в Музыкально-художественной школе-интернате №1. После выпускных экзаменов в школе, он поступил в Чебоксарское художественное училище, которое окончил в 1973 году. Отслужив в армии, Валерий Боголюбов в 1976 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В книге «Этюды о художниках Марий Эл» известный искусствовед Г.И. Прокушев написал, что будущий художник «любил гулять по городу пешком. Исаакий, Дворцовая площадь, Петропавловская крепость, набережные Невы… Посещал музей Ф.М. Достоевского, Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей слепков Академии художеств. Внимательно изучал отдельные картины, отдельных художников. В Музее слепков делал рисунки и зарисовки с гипсовых фигур». Серьёзное знакомство с поэзией, классической прозой, философией, эстетикой и психологией, классическая музыка, фильмы А.А. Тарковского и спектакли ленинградских театров, посещение выставок живописи, графики и скульптуры русских и европейских мастеров изобразительного искусства формировали духовный мир будущего художника и наметили его собственный путь в искусстве.

«Интерьер здания Академии художеств», 1977; бумага, тушь, гуашь«Петербургский мотив», 1980; бумага, цветная литография

«Интерьер здания Академии художеств», 1977; бумага, тушь, гуашь
«Петербургский мотив», 1980; бумага, цветная литография

Сразу после выпуска Боголюбов вернулся в Республику Марий Эл и устроился преподавателем дисциплин «Рисунок», «Живопись» и «Композиция» в Йошкар-Олинское художественном училище, где проработал до ухода из жизни.

В.А. Боголюбов начинал свой путь в изобразительном искусстве в 80-г годы ХХ века как художник-реалист. Это направление в искусстве, которое выступает за правдивое, объективное отражение жизни в художественных формах. Об этом периоде творчества художника искусствовед Г.И. Прокушев в своей книге пишет так: «Это были годы мучительных поисков, экспериментов и сомнений. Редкие картины, появлявшиеся на выставках, не выражали во всей полноте творческого кредо художника, были мало понятны».

С 90-х годов ХХ века Боголюбов активно развивает собственную философско-художественную концепцию, в которой через символы выражает свои мысли и чувства. Символизм художника включает в себя финно-угорский фольклор, слияние графики и живописи, пережитый личный опыт. Художник не хотел копировать действительность, поэтому каждый образ рождался в его воображении, вынашивался в душе и только после этого отражался на холсте. Произведения этого периода творчества Валерия Боголюбова искусствоведы относят к этнофутуризму, направлению современного искусства, которое соединяет в себе древние традиции и архаические образы с современным визуальным языком, синтез традиционного мышления с новейшими возможностями информационного общества.

«Начало весны», 1990; картон, масло«Сÿан», 1997; холст, масло

«Начало весны», 1990; картон, масло
«Сÿан», 1997; холст, масло

В.А. Боголюбов обращался не только к национальной, но и к христианской, и общечеловеческой символикам. Поиски форм изображения приводят его к простейшим геометрическим формам и символике цвета. Художник занимался энергетикой цвета, его влиянием на психику человека и разработал авторскую цвето-символическую систему. Это объясняет «странность» не только его символических работ, но и вполне реалистических натюрмортов, пейзажей и картин других жанров. Каждую картину художник программирует.

«Тёплый день», 2008; холст, масло«Сентябринка», 2002; холст, масло

«Тёплый день», 2008; холст, масло
«Сентябринка», 2002; холст, масло

В 1991 году знаменитый доктор искусствоведения С.М. Червонная отметила «богатую колористическую культуру» Валерия Боголюбова. Кандидат искусствоведения Э.М. Колчева, изучающая творчество самых ярких художников-этнофутуристов Республики Марий Эл, в своей книге «Реки Вселенной» отмечает, что именно эта черта живописи В.М. Боголюбова обусловила особенности творческой системы мастера. Авторская визуальная символика закодирована в систему цветных квадратов: четыре цвета по вертикали и три их тона по светлоте по горизонтали. Соответственно складывается их символический смысл: мир предков, прошлого, корней заключен в оттенках красного; мир здешний, земной — это оттенки зеленого; мир воздушный, духовный — синие; мир солнца, высшей энергетики, божественного начала — желтые. Горизонтальное разделение подразумевает утро, начало, юность, выраженные в более светлых тонах, в то время как день, зрелость, сила воплощаются в самых интенсивных оттенках в центре, и, наконец, вечер, завершение передаются наиболее темными оттенками. Художник проводит своеобразный «спектральный анализ», выстраивает цветовую структуру жизни человеческого рода. Но за анализом всегда следует синтез, и тогда из своеобразного пасьянса, игры с уже созданным, рождается новый образ.

«Наша жизнь», 1998; холст, масло«Просеивание муки», 2001; холст, масло

«Наша жизнь», 1998; холст, масло
«Просеивание муки», 2001; холст, масло

Систему квадратов на картине «Наша жизнь» увенчивает круг из четырех уровней, ось которого находится на пересечении креста. Круг - символ вечности и бесконечности. Сочетание круга и креста -знак сплава духовного и материального. Символика числа 12 - идея цикла и в то же время число, близкое каждому христианину (12 апостолов, 12 колен Израилевых, 12 ворот Святого града, 12 звезд в короне Девы Марии).

Главное в творчестве Валерия Боголюбова - поиск смысла жизни. Своими работами автор говорит о бессмысленности погони за навязываемыми материальными ценностями. На картине «Мать с младенцем» центральный образ матери с младенцем вызывает ассоциации с христианским типом житийной иконы. В квадратах как в клеймах призрачными очертаниями представлены важнейшие события-вехи, знаки этапов человеческой жизни, в центре перед квадратами предстают сами фигуры.

«Мать с младенцем», 1992; двп, смешанная техника

 

Для того чтобы точнее выразить свои мысли и довести их до зрителей художники-этнофутуристы используют в своих произведениях специфические выразительные приемы. На некоторых картинах В.А. Боголюбова колорит становится блеклым, фигуры предстают туманными силуэтами, контурными светящимися очертаниями проступают некие энергетические сущности. Всё это погружает зрителя во «времена сновидений», что, по сути, означает обращение к коллективному бессознательному. Впечатления детства, воспоминания, размышления о судьбе человека трансформируются в архетипические образы.

«Поляна цветов», 2014; холст, масло«Поцелуй Земли», 2017; холст, масло

«Поляна цветов», 2014; холст, масло
«Поцелуй Земли», 2017; холст, масло

Основными приемами приближения к первообразу в картинах В.А. Боголюбова становятся обобщение и упрощение изображаемых форм действительности. Фигуры едва моделируются, уплощаются, практически исчезает светотень, цветовые плоскости максимально обобщаются. Через образы деревни художник приходит к общечеловеческой символике, достигая этого своеобразными приемами. В портретах родных усматривается перекличка с иконописными традициями. Приёмы православной живописи, такие как плоскостность, симметричность и фронтальность, сдержанно-суровое выражение лиц, органичны, естественны для философско-живописных высказываний художника, поскольку обращены к вечному.

«Песня о Родине», 1991; холст, масло«Портрет матери», 1996; холст, масло

«Песня о Родине», 1991; холст, масло
«Портрет матери», 1996; холст, масло

Одной из характерных, ярко выраженных черт творчества Валерия Боголюбова является наивизм. Наивное искусство включает в себя такие понятия, как «подлинное», «своеобразное» и «непринужденное». Детский способ выражения отражает чистое первоначальное состояние человеческого сознания и ситуацию, в которой древние люди впервые начали создавать образы, характеризующие их мир. В работах В.А. Боголюбова наивизм зачастую дополняется способом письма крупными цветовыми плоскостями. В живописных произведениях Валерия Боголюбова часто встречаются написанные в наивной манере образы лошадей, детей, деревенских домов как переживания детства, возведенные в ранг вселенских символов.

«Мальчик и лошадь», 1992; холст, масло«Судьба солдата», 2000; холст, масло

«Мальчик и лошадь», 1992; холст, масло
«Судьба солдата», 2000; холст, масло

Боголюбов Валерий Алексеевич выражал свою поэтическую натуру не только в изобразительном творчестве, но и в литературном. 3 ноября 2022 года в отделе национальной, краеведческой литературы и библиографии Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна Республики Марий Эл состоялась презентация книги «Кава тӱр» («Горизонт»), посвящённой его памяти.  В представленных в сборнике стихах, похожих на молитву, Валерий Алексеевич не использует знаки препинания: «…стихи должны напоминать ускользающую линию горизонта». Рваный ритм стиха, короткие рубленые строки похожи на беспокойное, болезненное биение пульса. Именно они ярко передают душевную боль поэта от несовершенства мира, от трагичности происходящего.

Сборник стихов В.А. Боголюбова «Кава тӱр» (https://nbmariel.ru)

С 26 января по 22 марта 2017 году в Республиканском музее изобразительных искусств проходила персональная выставка В.А. Боголюбова «Поляна цветов». В экспозиции было представлено более 100 живописных и графических работ художника разного периода творчества, а также некоторые работы его учеников. Валерий Алексеевич Боголюбов ушёл из жизни 16 июня 2017 года.

Зрители на открытии выставки В.А. Боголюбова "Поляна цветов" в Республиканском музее изобразительных искусств

Творчество Валерия Алексеевича Боголюбова связано с философским осмыслением жизненных процессов и человеческого бытия. В процессе творчества художник выработал собственную концепцию художественного отражения мира и закрепил её в своих произведениях. Искусствовед Г.И. Прокушев  писал об этом так: «Отдельно взятые его произведения понять и достойно оценить практически невозможно. Творчество художника вылилось в ряд живописных циклов, следующих один за другим… Оно требует последовательного изучения и осмысления, в процессе знакомства обогащает духовно и доставляет эстетическое наслаждение».