Виртуальная выставка "Царевококшайск-Краснококшайск-Йошкар-Ола. Город глазами художников"

26 сентября 2024

Виртуальная выставка "Царевококшайск-Краснококшайск-Йошкар-Ола. Город глазами художников"

За четыре с лишним столетия многое изменилось в судьбе города, прошедшего путь от провинциального Царевококшайска Казанской губернии до столицы Республики Марий Эл. Задумчивый, сдержанный, всматривающийся, работающий, учащийся, думающий, мечтающий, постигающий новое… И это всё о нём, нашем родном городе, с его особенным характером, неповторимость которого могут замечать только искренне и преданно любящие его люди. Республиканский музей изобразительных искусств предлагает вам совершить виртуальное путешествие во времени с живописцами, графиками, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства, в произведениях которых нашли отражение страницы истории нашего уникального самобытного города.

Н.В. Вяткин (1956 г.р.)  «Утро. Йошкар-Ола». 2014. Холст, масло

Н.В. Вяткин (1956 г.р.)  «Утро. Йошкар-Ола». 2014. Холст, масло

А начиналось всё так… 2 октября 1552 года закончилась борьба московских князей с Казанским ханством взятием города Казани войсками царя Ивана Грозного. Летом 1584 года новый царь Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, повелел в «Черемисской земле городы ставити». На возвышенном правом берегу реки Малая Кокшага была заложена крепость, ставшая основой для строительства Царёва города на Кокшаге (Царевококшайска). В центре Волго-Вятского региона он стал форпостом для укрепления царской власти и усмирения восстаний местного народа. Об этом впервые упоминается в «Разрядной книге 1475-1598 годов»: «Лета 7093-го ноября в первый день (1 ноября 1584 года) государь, царь, великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал послати в новый Царев город с нарядом и запасы воевод на три полки… И как воеводы запасы и наряд в город провезут, и бытии в Цареве городе воеводами князю Ивану Ноготкову да Михаилу Александрову сыну Нагово…»

Г.П. Медведева (1949 г.р.) Медаль «400 лет основания Йошкар-Олы». 1985. Металл, гальванопластикаА.А. Бакулевский (1962–2019) «Оболенский». 2011. Бумага, акварель

Г.П. Медведева (1949 г.р.) Медаль «400 лет основания Йошкар-Олы». 1985. Металл, гальванопластика
А.А. Бакулевский (1962–2019) «Оболенский». 2011. Бумага, акварель

Крепость была построена с 5 башнями, три из которых были проездными. С трех сторон шёл ров, соединявшийся с рекой Малой Кокшагой, названной так, по легенде, в честь национального героя народа мари богатыря Кокши. На территории крепости размещался воеводский двор, военный гарнизон и административные здания. Рядом с крепостью возник посад, где жили торговцы и ремесленники, в основном прибывшие из центральных районов Русского государства. Посад со временем превратился в небольшой провинциальный город.

В.Н. Андреев (1956–2019) «Царевококшайск – XVII век». 1983. Холст, маслоГ.М. Осокин (1922–1992) «Панорама Кокшаги с церквями». Вторая половина ХХ века. Картон, масло

В.Н. Андреев (1956–2019) «Царевококшайск – XVII век». 1983. Холст, масло
Г.М. Осокин (1922–1992) «Панорама Кокшаги с церквями». Вторая половина ХХ века. Картон, масло

В окрестностях города Царевококшайска русские переселенцы также основали деревни Жуково, Ширяйково, Вараксино, Лапшино, Кожино, Марково, Берёзово, Гомзово и другие, которые в начале ХХ века стали микрорайонами города Йошкар-Олы.

И.А. Михайлин (1926–2005) «Район Ширяйково». Серия «Город на Кокшаге». 1987. Бумага, линогравюраБ.И. Осипов (1894–1977) «Окраина деревни Гомзово». Вторая половина ХХ века. Картон, масло

И.А. Михайлин (1926–2005) «Район Ширяйково». Серия «Город на Кокшаге». 1987. Бумага, линогравюра
Б.И. Осипов (1894–1977) «Окраина деревни Гомзово». Вторая половина ХХ века. Картон, масло

В эпоху Петра Великого Царевококшайск вошёл в состав Казанской губернии. По губернской реформе Екатерины II, с 1775 года город становится одним из 12 уездных центров Казанской губернии. 18 октября 1781 года городу Царевококшайску был «высочайше пожалован герб». 1 марта 1835 года император Николай I утвердил регулярный план Царевококшайска, основой которого была параллельно-перпендикулярная квартальная застройка, придавшая городу упорядоченный вид. По этому плану город развивался и в дальнейшем, постепенно превращаясь в торгово-экономический и культурный центр Марийского края.

А.А. Бакулевский (1962–2019) Шкатулка с портретом русской царицы Екатерины II. 1982. Дерево, росписьГерб города Царевококшайска (https://geraldika.ru)

А.А. Бакулевский (1962–2019) Шкатулка с портретом русской царицы Екатерины II.
1982. Дерево, роспись

Герб города Царевококшайска (https://geraldika.ru)
В верхней части щита герб Казанской губернии – «змий черный под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое», в нижней части –«серебряной лось в голубом поле в знак того, что таковых зверей в окрестностях весьма изобильно, в ловле которых обыватели сих мест упражняются».

А.А. Бакулевский (1962–2019) Шкатулка с портретом царя Николая I. 1996. Дерево, росписьПлан города Царевококшайска 1847 года (http://www.etomesto.ru)

А.А. Бакулевский (1962–2019) Шкатулка с портретом царя Николая I. 1996. Дерево, роспись
План города Царевококшайска 1847 года (http://www.etomesto.ru)

Царевококшайск строился как православный город, освящённый во имя Царя Небесного, и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле. Об этом говорят и названия храмов, большинство из которых связано с событиями земной жизни Спасителя: церковь Пресвятой Троицы (сейчас Свято-Троицкий храм), Вознесенская церковь (сейчас Вознесенский собор), Воскресенский собор. Явление чудотворного образа Мироносицкой (Царевококшайской) иконы Божией Матери в 15 верстах от города, а затем основание Мироносицкого монастыря ещё более утвердило духовную миссию Царевококшайска. Чудотворная икона стала главной святыней города.

Церковь Пресвятой Троицы – одна из первых в городе Царевококшайске, письменные упоминания о ней относятся ещё к 1646 году. Однако судьба деревянного сооружения оказалась недолговечной, и в 1736 году на его месте был построен каменный храм, ставший самым древним каменным зданием города. Градообразующим центром города Царевококшайска был Воскресенский собор, площадка перед входом в который превратилась в Базарную площадь. На ней располагались торговые ряды и лавки купцов, ежедневно велась торговля, а по пятницам и воскресеньям устраивались базары, на которые съезжались торговцы со всей округи.

Сейчас Свято-Троицкий храм и Воскресенский собор, как и другие церкви и храмы города, нередко становятся объектами для художников, которые пишут и рисуют их в разное время суток и в разную погоду.

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Троицкий собор. 3 сентября». Серия «Йошкар-Ола». 2014. Холст, двп, маслоР.Р. Яманова (1984 г.р.) «Вечерняя молитва». 2011. Холст, масло

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Троицкий собор. 3 сентября». Серия «Йошкар-Ола». 2014. Холст, двп, масло
Р.Р. Яманова (1984 г.р.) «Вечерняя молитва». 2011. Холст, масло

И.П. Мясников (1938–2013) «Вознесенская церковь. Йошкар-Ола». Серия «Православные храмы Марий Эл». 2000. Бумага, гуашь, пастельЕ.А. Иглина (1983 г.р.) «Успенская церковь». Серия «Йошкар-Ола». 2009. Бумага, литография

И.П. Мясников (1938–2013) «Вознесенская церковь. Йошкар-Ола». Серия «Православные храмы Марий Эл». 2000. Бумага, гуашь, пастель
Е.А. Иглина (1983 г.р.) «Успенская церковь». Серия «Йошкар-Ола». 2009. Бумага, литография

Удалённый от больших дорог и широких водных путей, расположенный в лесах, Царевококшайск в течение столетий оставался глубокой провинцией, где мало что менялось. К декабрю 1917 года в городе Царевококшайске произошла плавная смена власти, встал вопрос о переименовании города. 17 февраля 1919 года постановлением ВЦИК РСФСР он был переименован в Краснококшайск. В 1919 году Базарная площадь была переименована в площадь Революции, и именно на ней 1 марта 1921 года прошёл торжественный митинг в честь «Дня открытия Марийской автономной области».  Заслуженного художника Российской Федерации Владимира Демидовича Курочкина заинтересовало это событие в истории марийского края, к которому ни один из мастеров изобразительного искусства республики не обращался. Владимир Демидович исследует и подаёт историю 20-х годов прошлого века через призму собственного мироощущения, обращаясь к реакции на этот документ рядовых жителей столицы.

В.Д. Курочкин (1955 г.р.) «Провозглашение Марийской автономной области». 1983. Холст, маслоВ.Д. Курочкин (1955 г.р.) «Образование МАО. 1920 г.». 1990. Холст, масло

В.Д. Курочкин (1955 г.р.) «Провозглашение Марийской автономной области». 1983. Холст, масло
В.Д. Курочкин (1955 г.р.) «Образование МАО. 1920 г.». 1990. Холст, масло

В 1928 году город получил новое национальное название – Йошкар-Ола («йошкар» - «красный», «ола» - «город» - «Красный город»). В связи с преобразованием Марийской автономной области в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в декабре 1936 года город Йошкар-Ола стал её столицей.

О.А. Богомолов (1971 г.р.) «Красный город». 2011. Холст, маслоС.П. Вишневский (1951-2020) «Праздник Победы в Красном городе». 2014. Холст, масло

О.А. Богомолов (1971 г.р.) «Красный город». 2011. Холст, масло
С.П. Вишневский (1951-2020) «Праздник Победы в Красном городе». 2014. Холст, масло

В годы Великой Отечественной войны в Йошкар-Олу из прифронтовой зоны было эвакуировано несколько заводов, давших в последующие годы мощный толчок развитию марийской промышленности и социально-экономическому развитию города. В Йошкар-Оле разместились военные предприятия, дававшие фронту необходимую военную продукцию: оптические прицелы для танков, артиллерии, винтовок, силовые и зарядные станции и агрегаты, электротехническую аппаратуру и приборы, артиллерийские снаряды и авиабомбы. Местные предприятия, работавшие в традиционных отраслях промышленности Марийской АССР, в годы Великой Отечественной войны перестроили свое производство на военный лад, а некоторые создавались специально для изготовления продукции для нужд фронта. «Йошкар-Олинский витаминный завод» (сейчас АО «Марбиофарм») был организован в 1942 году для производства витаминной продукции для бойцов на передовой: порошка из плодов шиповника, каротина из моркови, витамина С из хвои.

И.П. Мясников (1938–2013) «В заводской лаборатории». Серия «Йошкар-олинский витаминный завод». 1976. Бумага, гуашь, пастельИ.П. Мясников (1938–2013) «Цех аскорбиновой кислоты». Серия «Йошкар-олинский витаминный завод». 1976. Бумага, гуашь, пастель

И.П. Мясников (1938–2013) «В заводской лаборатории». Серия «Йошкар-олинский витаминный завод». 1976. Бумага, гуашь, пастель
И.П. Мясников (1938–2013) «Цех аскорбиновой кислоты». Серия «Йошкар-олинский витаминный завод». 1976. Бумага, гуашь, пастель

Облик города Йошкар-Олы начал меняться ещё в довоенные годы: в 1930-е годы на улице Советской появились первые в городе кирпичные благоустроенные жилые дома, окрестные деревни вошли в городскую черту и стали микрорайонами города, большое внимание уделялось развитию социальной и культурной сферы. В 1940-1960-е годы центр города был застроен зданиями, которые и сегодня придают столице Республики Марий Эл неповторимый облик: Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана, Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна и другие. В 1970-е годы в городе Йошкар-Ола началось строительство заречного микрорайона «Пионерский», который позже поменял название на «Сомбатхей» в честь венгерского города-побратима Йошкар-Олы. Город украсили новые общественные здания, сооружения, мемориальные комплексы.

И.В. Ефимов (1946 г.р.) «Вид на город Йошкар-Олу». 1981. Оргалит, маслоА.С. Бакулевский (1936-2021) «Здание Госплана». 1981. Бумага, цветная ксилография

И.В. Ефимов (1946 г.р.) «Вид на город Йошкар-Олу». 1981. Оргалит, масло
А.С. Бакулевский (1936-2021) «Здание Госплана». 1981. Бумага, цветная ксилография

С.С. Алдушкин (1967 г.р.) «Возведение моста через Кокшагу». 2014. Бумага, акварельИ.М. Ямбердов (1955 г.р.) «Праздник на площади». 1984. Холст, масло

С.С. Алдушкин (1967 г.р.) «Возведение моста через Кокшагу». 2014. Бумага, акварель
И.М. Ямбердов (1955 г.р.) «Праздник на площади». 1984. Холст, масло

В.Н. Ершов (1946-2022) «Сомбатхей». Серия «Йошкар-Ола». 1981. Бумага, акварельВ.Н. Ершов (1946-2022) «Строится Русский театр». Серия «Йошкар-Ола». 1980-е. Бумага, акварель

В.Н. Ершов (1946-2022) «Сомбатхей». Серия «Йошкар-Ола». 1981. Бумага, акварель
В.Н. Ершов (1946-2022) «Строится Русский театр». Серия «Йошкар-Ола». 1980-е. Бумага, акварель

Йошкар-Ола продолжает расти и развиваться, а по количеству новых зданий и памятников она обгоняет любой из городов Поволжья.  В 2011 и 2014 годы Марийским региональным отделением Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» и Республиканским музеем изобразительных искусств при поддержке Правительства Республики Марий Эл и Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл в Йошкар-Оле были организованы пленэры с участием ведущих профессиональных художников страны «Портрет города: Йошкар-Ола преображенная – жемчужина Поволжья» и "Марий Эл в зеркале искусства: взгляд современника". Художники из Москвы, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Казани, Уфы, Самары, Саратова, Перми, Саранска, Ижевска и Чебоксар создавали свои живописные и графические произведения на улицах и бульварах города, стараясь запечатлеть уникальную архитектуру и новые скульптурные композиции или старые уютные уголки города. В результате пленэров коллекция Республиканского музея изобразительных искусств пополнилась живописными и графическими произведениями с видами города Йошкар-Олы.

В.Б. Котляров (1952 г.р.) «Йошкар-Ола глазами постороннего». 2011. Холст, маслоС.А. Алтухов (1964 г.р.) «Октябрь на Кокшаге». 2011. Холст, масло

В.Б. Котляров (1952 г.р.) «Йошкар-Ола глазами постороннего». 2011. Холст, масло
С.А. Алтухов (1964 г.р.) «Октябрь на Кокшаге». 2011. Холст, масло

Е.Н. Макеева (1972 г.р.) «На закате дня». 2011. Холст, маслоВ.Н. Белюков (1969 г.р.) «Йошкар-Ола». 2014. Бумага, пастель

Е.Н. Макеева (1972 г.р.) «На закате дня». 2011. Холст, масло
В.Н. Белюков (1969 г.р.) «Йошкар-Ола». 2014. Бумага, пастель

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Кукольный театр». 2014. Холст на ДВП, маслоВ.Г. Бритвин (1955-2023) «После дождя». 2011. Холст, масло

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Кукольный театр». 2014. Холст на ДВП, масло
В.Г. Бритвин (1955-2023) «После дождя». 2011. Холст, масло

Любовь к своему городу проявляется по-разному: историки исследуют его прошлое, настоящее и делают прогнозы на будущее, поэты посвящают ему стихи, композиторы пишут музыку, художники запечатлевают его в своих живописных, графических и скульптурных произведениях. Царевококшайск-Краснококшайск-Йошкар-Ола… Каким он был много лет назад? Его улицы и храмы, особняки, лучшие городские здания и дома простых горожан, лавки, магазины?.. Вывески с «Ъ», горожане, жители окрестных деревень в национальных костюмах, конка на мостовой — всё это принадлежит прошлому и настоящему одновременно, потому что история неразрывна. Наш город, и старый, и современный, показанный в работах мастеров изобразительного искусства, по-своему дорог каждому, кому довелось здесь жить или хотя бы однажды побывать.