Виртуальная выставка "Автопортрет в творчестве мастеров изобразительного искусства Республики Марий Эл"
Виртуальная выставка "Автопортрет в творчестве мастеров изобразительного искусства Республики Марий Эл"
В изобразительном искусстве существует знаменательная дата - 8 декабря отмечается Международный день художника. Этот праздник учреждён в 2007 году Международной Ассоциацией "Искусство народов мира". Во многих городах мира в этот день проводятся различные мастер-классы, пленэры, инсталляции, перформансы и тематические выставки в музеях и галереях.
Без преувеличения можно сказать, что профессия художника является одной из самых древних: она берёт начало в пещерах эпохи палеолита, где на стенах первобытные люди изображали животных, людей, предметы и даже сюжетные картины. Эти рисунки древнего человека, порой, были единственным историческим источником, которым располагали учёные. Жители Древнего Египта начали украшать саркофаги ритуальными рисунками и верили в то, что они обладают магическим эффектом. В Средние века главными направлениями искусства являлись иконопись, фрески и мозаика, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство живописи достигло своего расцвета, подарив миру шедевры великих художников, которые продолжают жить и в наше время, ежедневно привлекая к себе внимание любителей прекрасного.
Именно с эпохи Возрождения начинается развитие жанра автопортрета: интерес к человеку, к личности естественным образом породил внимание художника к собственному образу. Фонды Республиканского музея изобразительных искусств хранят множество живописных, графических и скульптурных портретов, на котором художник изображает самого себя. В этих работах можно увидеть много интересного в отношении человека к себе, видения своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и эмоциональной самооценки.
Но автопортреты в своем традиционном, академичном виде появились далеко не сразу. Поначалу мастера, желающие изобразить себя на картине, либо вписывали свою фигуру в композицию в роли одного из второстепенных персонажей, либо становились «сами себе натурщиками» и главными действующими лицами своих произведений.
С.В. Евдокимов (1961 г.р.) "Автопортрет в птице", 2004; холст, масло
В.Н. Леонова-Немцева (1951-2005) "Автопортрет в красном платке", 1975; бумага, акварель
Жанр автопортрета считается одним из самых сложных и самых интересных в живописи. Если живописцы других направлений внимательно изучают и пытаются передать на полотне внешнюю природу предметов или явлений окружающего мира, то художнику, создающему автопортрет, приходится направлять взгляд внутрь себя и заниматься глубокими самоисследованием. Эта задача настолько вдохновляющая и увлекательная для творческого человека, что немало мастеров попало под её очарование.
А.С. Бакулевский (1936-2021) "Автопортрет", конец ХХ века; бумага, акварель
И.М. Пландин (1888-1966) "Автопортрет", вторая половина ХХ века; холст, масло
Самое большое распространение автопортрет получил в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда началось массовое производство зеркал, и художники, которые не могли позволить себе услуги моделей, были вынуждены сами себе служить натурами для картин. Большинство автопортретов выполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует их основную особенность - перевернутость изображения. Именно эта особенность указывает на то, что художник «говорит» со зрителем от первого лица, это своего рода его живописный монолог.
И.Ф. Исаков (1946 г.р.) "Отражение в зеркале", 1979; холст, масло
И.А. Михайлин (1926-2005) "Автопортрет", 1995; ДВП, темпера
Интересны серии работ, которые писались художником на протяжении всей жизни: вот безусый розовощёкий юноша превращается в зрелого мужчину, меняется антураж, выражение лица, по нему пролегают первые морщины, а на последних полотнах художник предстает уже пожилым зрелым человеком, взирающим на мир с безмятежностью или суровой беспристрастностью философа.
Б.А. Яковлев (1902-1984) "Яковлев Борис Алексеевич", 1920-30 годы;
бумага, графитный карандаш
Б.А. Яковлев (1902-1984) "Автопортрет", 1920-30-е годы; бумага, акварель
Б.А. Яковлев (1902-1984) "Автопортрет", первая половина ХХ века; фанера, масло
Б.А. Яковлев (1902-1984) "Автопортрет", 1976; холст, масло
Коллекционировать собственные образы живописцев начал в XVII веке кардинал Леопольдо Медичи, который приобрел для галереи Уффици во Флоренции большую часть собрания автопортретов Академии Святого Луки, а затем стал покупать автоизображения современников. Более того, некоторые художники сами присылали в галерею Уффици автопортреты, а другие даже получали заказ от галереи на создание собственного портрета. На сегодняшний день крупнейшая коллекция автопортретов хранится и выставляется именно в этой галерее.
Считается, что больше всего автопортретов создала мексиканская художница-сюрреалистка Фрида Кало, на сегодняшний момент известно 55 её автоизображений: «Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю в одиночестве, потому что я человек, которого я знаю лучше всего».
Искусствовед Г.Л. Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный, на котором художник изображен за работой, и личностный, раскрывающий моральные и психологические черты.
И.А. Михайлин (1926-2005) "Автопортрет", 1960; картон, масло
В.М. Козьмин (1912-1985) "Автопортрет", 1944; холст, масло
Васильева-Шляпина также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» - художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» - художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» - художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» - художник изображен один.
В.Д. Курочкин (1955 г.р.) "Прошлого поминаем, грядущего чаем", 2002; холст, масло
Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Автопортрет", 1996; холст, масло
С 9 июня по 2 октября 2022 года в московском Музее русского импрессионизма проходила выставка «Точка зрения», кураторы которой через сопоставление автопортретов и портретов художников рассказывают о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков. Выставка предлагает проследить, как изображает себя сам художник и каким его видят современники: живописцы, графики, скульпторы. Предлагаем вам также сравнить автопортреты художников Республики Марий Эл с портретами, созданными их коллегами.
А.И. Бутов (1935-1993) "Автопортрет", 1991; холст, масло
Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Портрет Алексея Бутова", 1988; картон, масло
И.Б. Решта (1957-1999) "Уходящие травы", 1991; картон, масло
Д.И. Решта (1981 г.р.) "Осенние травы (Памяти отца)", 1999; бумага, гуашь
Н.М. Киселёв (1946-2005) "Автопортрет", 1997; холст, масло
С.А. Горбунов (1969 г.р.) "Портрет Киселёва", 2005; картон, масло
А.А. Ширнин (1939 г.р.) "Автопортрет", 1995; бумага, акварель
Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Портрет заслуженного художника России А.А. Ширнина", 2004; холст, масло
К.Ф. Егоров (1897-1937) "Автопортрет", 1934; холст, масло
Г.П. Медведева (1949 г.р.) Медаль "Егоров К.Ф. (1897-1937)", 1997; металл, литье
Всё творчество художника – это его автопортрет, который отражает его взгляды на самые разные явления и проявляет его личность. Для того чтобы понять художника, не обязательно видеть его лицо, нужно обязательно увидеть и познать его творчество.