Мир детства в изобразительном искусстве Марий Эл

26 августа 2022

Мир детства в изобразительном искусстве Марий Эл

Детство - счастливая пора: жизнерадостность, непосредственность, беззаботность, открытость неизвестному.  По инициативе президента Российской Федерации, 2018 - 2027 годы объявлены Десятилетием детства: в процессе реализации этой программы планируется провести ряд мероприятий по защите семьи и детей. Не остаются в стороне и учреждения культуры и искусства, на базе которых для взрослых и детей проводятся различные мероприятия: спектакли, концерты, выставки, мастер-классы, творческие занятия, встречи с актерами и художниками и многое другое. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств находятся работы известных художников, графиков, скульпторов из Марий Эл на тему детства.

Дети на картинах художников - подтверждение масштабности таланта, умения проникнуться сиюминутным эмоциональным состоянием ребенка и выразить его на холсте. С картин художников на зрителя взирают задумчивые, капризные, восторженные, смеющиеся и грустные лица мальчишек и девчонок. Детские портреты всегда отражают актуальное для своего времени отношение к детям. Так сложилось, что большую часть своей истории человечество не замечало детей, ошибочно считая их маленькими взрослыми.  И только 200-300 лет назад люди начали осознавать детство как золотую пору. Именно тогда впервые появляются произведения искусства, представляющие детей со всеми их особенностями, детской непосредственностью, богатым внутренним миром, жестами и мимикой.

Заслуженный художник Российской Федерации Юрий Сергеевич Белков ещё в довоенные годы во время учебы в Ивановском художественном училище увидел в музее полотна русского художника Валентина Серова, которые глубиной передачи характера портретируемых потрясли художника. Белков понял, что его привлекает тайна человеческой души, приблизиться к которой можно только в жанре женского и детского портретов. В творчестве Ю.С. Белкова 60-70-е годы ХХ века были особенно плодотворными: он ездил по Марийской республике, писал пейзажи, но главное внимание уделял портретному жанру. В этот период появился ряд портретов девочек-подростков, которые привлекли внимание художника широкой гаммой чувств и переживаний, ведь именно в переходном возрасте девочки начинают серьезно задумываться о своей дальнейшей судьбе.

Ю.С. Белков "Галя", вторая половина ХХ века

Ю.С. Белков (1924-2014) «Галя», вторая половина ХХ века;
холст, масло

Картина "Сельский гимнаст" почётного члена Российской академии художеств Измаила Варсонофьевича Ефимова отображает стремление советских детей к спортивным достижениям. Скорее всего, подросток готовится к сдаче нормативов ГТО (Готов к труду и обороне), а деревенские дети с нескрываемой завистью наблюдают за ним. Примерно в конце 40-х годов ХХ века, коммунистической партией Советского Союза была поставлена задача по развитию спортивного движения и достижению мировых рекордов, и повсеместно начали открываться спортивные секции и кружки. А в 1954 году впервые в спортивной истории за упражнения на турнике золотую медаль получил советский спортсмен!

И.В. Ефимов (1946 г.р.) «Сельский гимнаст»

И.В. Ефимов (1946 г.р.) «Сельский гимнаст», 1979
холст, темпера

Многие художники показывают на своих картинах, чем занимались дети, когда не было различных современных гаджетов, ведь практически в любом советском городе можно было поступить в музыкальную школу, балетные и театральные студии, спортивные секции, кружки юных изобретателей или рукоделия, авиамоделирования, железнодорожного и водного транспорта, связи, фотографии и кино.

А.Г. Орлов "Первый снег", 1964Е.С. Скрицкий "Сельский музыкант", 1974

А.Г. Орлов (1924-2007) «Первый снег», 1964
(иллюстрация к сборнику стихов И. Емельянова «Изи полек»)
бумага, чёрная акварель 
 

Е.С. Скрицкий (1926-2000) «Сельский музыкант», 1974
оргалит, масло

С.Г. Тугаринова «В космос», 1963 С.Г. Тугаринова «Коньки», 1956

С.Г. Тугаринова (1925-2017) «В космос», 1963
фарфор, роспись

С.Г. Тугаринова (1925-2017) «Коньки», 1956
фарфор, роспись

Лирическую скульптуру «Жаворонок» заслуженного художника Республики Марий Эл Владимира Михайловича Карпеева можно считать автобиографичной, ведь свое детство он провел в деревне. Стройная фигурка мальчика привлекает своей беззащитностью и хрупкостью, но в то же время он привык к крестьянскому труду и открывает для себя новые тайны природы: услышав в небе трель жаворонка, он замер, готовый, возможно, взлететь в небо или спеть как жаворонок. Небольшое скульптурное изображение мальчика напоминает о лугах и травах, голубом просторе и щедром солнце, о запахе цветов и незабываемой поре детства.

В.М. Карпеев «Жаворонок», начало 80-х годов ХХ векаВ.М. Карпеев (1938 г.р.) «Жаворонок», начало 80-х годов ХХ века
металл, литьё

С поразительной остротой воссоздано психологическое состояние людей, ввергнутых в пучину Великой Отечественной войны, в графической работе заслуженного художника Республики Марий Эл Анатолия Андреевича Муржина «Лето 41-го года». На фоне недостроенного сруба деревенского дома выделяется одинокая фигура мальчика. Три топора ушедших на фронт старших братьев и отца силуэтом выделяются на фоне уходящих в бесконечную даль просторов полей. В образе деревенского паренька, который в одночасье осиротел, предстаёт судьба всей страны.  

А.А. Муржин  «Лето 41-го года», 1987 А.А. Муржин (1939-2006) «Лето 41-го года», 1987
бумага, карандаш

В героях картины «Вдовье поле» заслуженного художника Российской Федерации Бориса Исидоровича Тарелкина в образах женщины и её сына-подростка как в зеркале отразилась судьба целого поколения. Вдовы, а именно на них держалась в колхозах вся работа, взвалили на свои хрупкие плечи всю тяжесть крестьянского труда, кормили страну, растили и поднимали на ноги детей. У мальчика на картине не по-детски развиты кисти рук - это руки труженика, жилистые и загорелые, он устал, но доволен, что стал надежным помощником матери. В картинах, посвященных Великой Отечественной войне, Борис Тарелкин демонстрирует другой подход: в отличие от его пейзажных работ, они более сдержанны по цвету.

Б.И. Тарелкин «Вдовье поле», 1987

Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) «Вдовье поле», 1987
холст, масло

Картина заслуженного художника Российской Федерации Владимира Демидовича Курочкина «В дни войны» потрясает простотой и непритязательностью ситуации и заставляет задуматься о том, что детство ребят военных лет было сложным: не только голодным и безрадостным, но и наполненным состраданием к родным и соседям. Герой полотна привлекает стойкостью характера, стремлением выжить, не растерять в нужде и несчастье военных лет детские мечты. И, как надежда на лучшее, через слегка приоткрытую дверь проникает дневной свет.

В.Д. Курочкин «В дни войны», вторая половина ХХ века

В.Д. Курочкин (1955 г.р.) «В дни войны», вторая половина ХХ века
холст, масло

В скульптурной группе «Парное молоко» заслуженного художника Российской Федерации Анатолия Александровича Ширнина столько доброты и искренности, что образ мальчика ассоциируется с босоногим детством самого художника. Поколение мальчишек, прошедшее через годы войны послевоенной разрухи, выжило в буквальном смысле благодаря парному молоку и безмерной заботе матерей. Композиция скульптуры строга и лаконична, в ней нет ничего случайного. 

А.А. Ширнин «Парное молоко», 1988

А.А. Ширнин (1939 г.р.) «Парное молоко», 1988
алюминий, литьё

После Великой Отечественной войны много молодежи переехало из деревень в города, чтобы получить образование и в дальнейшем работу, а их родители оставались жить в деревне. Поэтому, когда у городской молодежи рождались и подрастали дети, их непременно отправляли на большую часть лета в деревню, к бабушкам и дедушкам.

Лейтмотивом творчества заслуженного деятеля искусств Марийской АССР Николая Васильевича Токтаулова является быт марийской деревни, его картины декоративны, а живописному строю присуща повышенная эмоциональность, выраженная посредством нежного, звучного колорита. С тактом и доброжелательностью в сюжетах раскрываются различные ситуации и взаимоотношения людей. На картине «Июль» беззаботность отдыхающих детей, прозрачность воздуха, благодать деревенской тишины покоряют зрителя, отвлекают от проблем, зовут в приглушенную зелень полей.

Н.В. Токтаулов «Июль», 1985

Н.В. Токтаулов (1949 г.р.) «Июль», 1985
холст, масло 

На сюжетной картине «Цветы бабушке» заслуженного художника Российской Федерации Евгения Герасимовича Яранова изображен сын художника, который торопится обрадовать бабушку и отблагодарить ее за любовь букетом полевых цветов. Букет цветов, не весь поместившийся в банку, становится символом богатства и красоты природы родной земли. На этой и других картинах мастера тени заменяет цвет разной степени интенсивности, что создает иллюзию внутреннего свечения холста и наполняет картину воздухом.

Е.Г. Яранов «Цветы бабушке», 1988-1989Е.Г. Яранов (1950 г.р.) «Цветы бабушке», 1988-1989
оргалит, масло

Живописные и скульптурные портреты собственных детей и внуков раскрывают ещё одну грань творческого дарования художников – умение воспроизвести психологическую характеристику персонажа и передать его настроение. Небольшие по размеру, непритязательные по композиции, такие портреты обладают большой притягательной силой.

К.Ф. Егоров «Портрет дочери», 1920-е годы В.Н. Савельев «Портрет сына», 1979
К.Ф. Егоров (1897-1937) «Портрет дочери», 1920-е годы
бумага, пастель

В.Н. Савельев (1947-2018) «Портрет сына», 1979
бронза, литьё

 

А.А. Бровцын (1908-1981)«Портрет дочери»вторая, половина ХХ векаЗ.Ф. Лаврентьев «Автопортрет с внуком», 1990

А.А. Бровцын (1908-1981) «Портрет дочери», середина - вторая половина ХХ века
картон, гуашь

З.Ф. Лаврентьев (1933-2020) «Автопортрет с внуком», 1990
ДВП, масло

Таким образом, среди множества разновидностей портрета самым сложным для художника, но и самым привлекательным для зрителя, является детский портрет. Сказочный мир детства предстаёт перед нами на картинах художников и, глядя на эти работы, мы возвращаемся в самую прекрасную пору жизни, самое беспечное время, наполненное волшебством, фантазией, солнцем и радостью.