Виртуальная выставка "Герои земли марийской"

Герои земли марийской - выставка, посвящённая Дню национального героя

26 апреля традиционно в Марий Эл празднуют День национального героя - Марий талешке кече. В Республике Марий Эл эта дата официально отмечается с 1990 года. Идея праздника родилась столетие назад и связана с днём трагической гибели легендарного марийского князя Болтуша, который жил в XVI веке и погиб за свободу родного края. В 1917 году на первом съезде в Бирске известный просветитель Павел Глезденёв предлагал отмечать этот день как праздник всех национальных героев всех времен.

У каждого народа есть герои, почитание которых укрепляет историческую память народа. У русских это Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, у эстонцев – Лембиту, у венгров – Янош Кошут, у мордвы – Бургас. У марийцев символами национальной гордости останутся такие мифологические и исторические национальные герои, как Болтуш, Онар, Чумбылат, Чоткар-патыр, Кокша, Мамич-Бердей, Акпарс, Акпатыр и др.

К этому дню приурочена и виртуальная выставка из фондов Республиканского музея изобразительных искусств, где представлены живописные и графические работы художников, посвященные марийским национальным героям – легендарным и реальным.
Все герои произведений заметно различаются между собой.

Например, образ Онара - наиболее древний, в нём отразилось мифологическое представление народа о первопредке, выраженное в идее о древних богатырях, защитниках марийской земли и народа.

Бакулевский А.С.  - "Онар" ( 2003 г.,  бумага, смешанная техника)
Михайлин И.А. - "Онар" из серии иллюстраций к стихам М.Казакова (1988 г., бумага, ксилография)

 

Другие персонажи - это герои марийских народных сказок, воплотившие в себе народный идеал доблести, храбрости, удачливости, силы и доброты – Кокша, Нӧнчык-патыр. Далее следующая по времени происхождения группа героев — вождей и военачальников, объединявших под своим началом марийцев. В преданиях о них находит своё выражение мечта о свободе и единстве марийского народа.

Лаврентьев З.Ф. - "Кокша-богатырь" из иллюстраций к сборнику марийских народных сказок "Конь с серебряной гривой" (вторая половина XX в., бумага, смешанная техника)
Лаврентьев З.Ф. - "Кокша-богатырь" из серии иллюстраций к марийским народным сказкам "Сказки лесов" (1972 г., бумага, смешанная техника)
Тайгильдин Г.В. - иллюстрация к марийской народной сказке "Нӧнчык-патыр" (1985 г.; бумага, гравюра на полистироле)

 

С XVI веком соотносятся образы таких легендарных героев как Акпарс. Это столетие, судьбоносное в истории народов Поволжья, занимает особое место в марийском фольклоре. Героические персонажи этого времени уже индивидуализированы. В преданиях отразились, прежде всего, их личные качества, вызывавшие удивление и восхищение у соплеменников. Например, Акпарс — талантливый гусляр, хитроумный и отважный воитель.

Пушков Б.С. - "Аказ" из триптиха Песня (1987-1990 гг., оргалит, масло)
Пушков Б.С. - "Эрви" из триптиха Песня (1987-1990 гг., оргалит, масло)
Осокин Г.М. - "Акпарс" (1984 г., холст, масло)

 

К этому же времени относятся герои марийцев, чье реальное существования подтверждается историческими источниками, в числе них - Мамич-Бердей.

Тайгильдин Г.В. - "Арест Мамич-Бердея" (2000 г., холст, масло) 

 

Ещё одна группа персонажей - это герои литературных произведений на историческую тему, рожденные фантазией писателей ("Аксар и Юлавий").

Чебатурина Р.С. - Эскиз костюмов к драме К. Коршунова "Аксар и Юлавий" (1976 г., картон, темпера)

Марий талешке кече – хороший повод вспомнить нашу историю, поговорить о патриотизме, о гордости за свой народ, о любви к большой и малой Родине. День национального героя - это еще одно напоминание о героях и патриотах Марийского края, прославивших своими подвигам, трудом и талантами родную республику.

 

Герои марийской мифологии

ОНАР (НАР)

Легендарный герой марийской мифологии, в честь которого Марийский край часто называют Земля Онара. Собирательный образ марийского богатыря-патыра.
В представлении древних мари Онары (или Нары) выступают первыми обитателями поднявшейся из морских вод земли: после того как земля обсыхает, она покрывается еловыми лесами; вскоре в лесах появляются нары и, спустя какое-то время, люди. Они рисовались человекообразными существами необычайного роста (их головы доставили до облаков) и силы (находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов). Онары перебрасывались огромными валунами с одной горы на другую, шагали прямо через реки и озера, вили веревки из сосен. Леса были им по колено, вековые дубы они вырывали с корнями – деревья им казались репейником. По некоторым источникам, нары носили одежду из железа, а также медные наколенники и медные шапки.

В марийских легендах Онар предстает перед нами в двух ипостасях. Как молодой титан, весельчак и озорник, – созидатель облика земли марийской, - и как зрелый муж, богатырь, отец последующего поколения богатырей, защитник земли и народа. Первые мифы – самые древние, относящиеся к эпохе последнего великого оледенения, отстоящего от нас почти на два десятка тысячелетий. Времени, когда земля к северу от Среднего Поволжья была скована ледовым панцирем, а в нынешней средней полосе была многолетняя мерзлота, и недолго длилось холодное лето. Вторые, явно более поздние по времени их возникновения, содержат знакомые мотивы из скандинавской мифологии, библейских сюжетов и т.д.
В древнем предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе, и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной  радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами Онара.
За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, – земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. У богатыря и шаг был богатырский: раз шагнет — семь верст позади оставит. В один день он успевал побывать и на Волге, и на Пижме с Немдой, впадающих в светлую Виче, как по-марийски называется река Вятка.

Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса — могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужинка. Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та отругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. Попалась великану на пути речка, и пришла ему на ум озорная мысль: набрал он земли в горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

Про многие холмы и озера в нашем крае народ прежде говорил, что это следы древнего великана. Например, недалеко от деревни Абдаево (Моркинский район) Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер. Похожие легенды существуют и в других местностях: село Кузнецово (Горномарийский район), село Сердеж (Моркинский район), деревня Шукшиер (Сернурский район).

Есть и другой Онар. Рост его тоже высок, но вполне соизмерим с ростом человека. Это уже не беззаботный великан-мальчишка, а зрелый человек, воин, вооруженный волшебным мечом, который светится, чуя рядом злые силы. Он знается с людьми, помогает им в работе, защищает от врагов, имеет свой род, семью. Враги в это время обходят землю мари стороной. Но вот пришел срок покинуть Онару этот мир. Перед смертью он наказал похоронить его в кургане и положить рядом волшебный меч. И сказал, что в самую трудную минуту, когда другого выхода не будет, его потомок сможет поднять его из могилы: тогда богатырь сослужит последнюю службу своему народу – разобьет врагов. Но горе, если поднимут его без нужды – в этом случае останется народ без защитника навсегда. По преданию, нашелся такой человек, поднял богатыря напрасно. С тех пор марийцам пришлось рассчитывать только на собственные силы. Подобные легенды, записанные собирателями народного фольклора в XIX - начале XX веков, созвучны  и схожи с преданиями о других марийских богатырях – Чоткаре, Чембулате, Кокше, Вашпатыре…

В селе Шоруньжа Моркинского района совсем недавно был заложен первый камень для памятника Онару. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара.

Миклай Казаков
Онар

Шли годы, в памяти стирая
События за рядом ряд,
Но до сих пор в Марийском крае
О нём с любовью говорят.
Идёт среди лесов зелёных
Из уст в уста молва о том,
Как он, Онар, для угнетённых
Был и опорой, и щитом.
Он силу брал в земле родимой
И воду, жаждою томимый,
Пил из горсти –
И не могли
Ни злая хворь,
Ни непогода,
Ни тяжесть дальнего похода
Сломить богатыря земли.
Он бил врага в бою упорном,
Держа подобно кистеню
Ветвистый дуб, что вырвал с корнем,
И нечисть предавал огню.
И под его рукой тяжёлой
Орда валилась мошкарой.
Он пел, огромный и весёлый,
И слушал лес во мгле сырой.
Чтоб жили мы без униженья,
Он знал тревоги и лишенья –
И отдал жизнь
За свой народ.
За годом год,
За нивой нива…
Но о делах его счастливых
Преданье до сих пор живёт.
«Будь как Онар!» - в моей отчизне
Младенцу люди говорят, -
Когда свой путь отыщешь в жизни,
Умножь его деяний ряд.
Трудись, как он всегда трудился,
Во всём будь честен, как Онар,
Отдай земле, где ты родился,
И силу рук, и сердца жар!»
А если сватают невесту, -
О женихе такие вести:
«Он, как Онар,
Надёжный друг.
Он с ней переживёт невзгоды,
Пройдёт через огонь и воду,
Для милой не жалея рук».
Когда же в труд, которым дышим,
Мы вложим весь душевный жар, -
Мы от друзей повсюду слышим:
- Вы потрудились, как Онар!
1954г.

Перейти к работам художников

 

КОКША

Герой марийской народной сказки, национальный герой, именем которого по легенде названа р. Малая Кокшага (г. Йошкар-Ола), а также п. Кокшайск и д. Кокшамары Звениговского района РМЭ. Из марийской сказки о Кокше-богатыре: "Наделили Кокшу при рождении Кугурак, Чоткар и Акпатыр силой, ловкостью и  мудростью. С этой поры  Кокша стал расти не по дням, а по часам. За двенадцать суток он превратился в высокого, широкоплечего парня – в настоящего богатыря".

Перейти к работам художников

 

НӦНЧЫК-ПАТЫР

Герой марийской народной сказки – богатырь из теста. Сказочная история повествует о доблести, храбрости и смелости марийского богатыря Нӧнчык-патыра, который своей силой, правдой и добротой побеждает чудище Аждагу, и тем самым спасает свой родной Марийский край.

Перейти к работам художников

 

АКАЗ И ЭРВИ

Герои исторического романа Аркадия Крупнякова "Марш Акпарса" – третей книги трилогии "Гусляры" - о легендарном герое марийского народа Аказе Тугаеве, прозванном Акпарсом.

Перейти к работам художников

 

АКПАРС

(середина 16 века, д. Нуженалы, ныне Горномарийский район РМЭ)
Сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Был известен под именем Акказ, Аказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.
Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540-50-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат. В 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство. Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань, в военной операции по взятию крепости (подкоп, штурм), в усмирении части луговых марийцев. Легенды рассказывают, что Акпарс освободил от татар крепость на Сундырской горе Орол Кырык Салымхала. Войска Ивана Грозного не могли взять ее. По преданию он договорился о подвозе к крепости продовольствия, но в повозках вместо продуктов были воины Ивана Грозного. Они выскочили из повозок внутри города, и крепость была взята.

Другая легенда повествует о взятии Казани. Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. Иван Грозный обвиняет Акпарса в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. "Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала".

Сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую (серебряную) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла), жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.

Именем Акпарса назывались земельные владения (Акпарсова сотня), занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского р-на на обоих берегах Волги (30 деревень, 923 двора, 3092 души мужского пола по состоянию на 1724 год). И.Я. Моляров, уроженец д.Сиухина, работавший учителем Кузнецовской школы, в 1873 г. писал: "Акпарс жил возле речки Болыная Юнга, в верстах четырех пониже села Чермышево или Еласов, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперед, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому он занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре, в огромный лес по Суре и Ветлуге». В последствии на земле Акпапрса в 1583 году был основан г. Козьмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьем за десять верст от города".

Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др. ), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова). Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях (нотная запись А. Сидушкиной). Его имя носят в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!". В июле 2006 года принято постановление Правительства РМЭ "Об увековечении памяти сотного князя горных марийцев Акпарса".

На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура Апарса. Он изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширнина и С.Яндубаева. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились свои традиции: к монументы приезжают за «напутствием» молодожены, водители останавливаются на Коркатовском повороте чтобы получить благословение князя на дорогу. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки. "Паломники" дотрагиваются до царских рук и просят удачи.

Перейти к работам художников

 

МАМИЧ-БЕРДЕЙ

(? - около 1556). Реальное историческое лицо.
Герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-й Черемисской войны (1552-1557), владелец нескольких сотен-волостей на Малой Кокшаге. Противник присоединения Казанского ханства к Московии, активный оппонент линии Ивана Грозного на подчинение марийских земель.
В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 году из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского государства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев - луговых мари, татар, удмуртов. В марте 1556 года попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен сотником Алтышом (охрана Мамич-Бердея 200 человек была перебита) и выдан русским властям. Казнен в Москве.
Дети Мамич-Бердея продолжали владеть его волостями вплоть до начала 2-ой Черемисской войны, 1571-1574. Сын Мамич-Бердея Качак был одним из лидеров освободительного движения во 2-ой Черемисской войне. Судьбе Мамич-Бердея посвящён роман Л.Яндакова. В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. Его также почитают татары и удмурты.

Перейти к работам художников

 

АКСАР И ЮЛАВИЙ

Герои исторической пьесы Константина Коршунова "Аксар ден Юлавий" ("Аксар и Юлавий"), действие которой происходит в 16 веке в сложный период присоединения марийского края к русскому государству.

Перейти к работам художников