Виртуальная выставка, посвященная традиционным художественным промыслам Республики Марий Эл
Виртуальная выставка, посвященная традиционным художественным промыслам Республики Марий Эл
Современные мастера продолжают традиции своих предшественников, бережно сохраняя уникальные стили народного творчества. В знак уважения ко всем творцам, причастным к делу развития и популяризации художественных промыслов нашей страны, по Указу президента России был создан отдельный праздник - День народных художественных промыслов, имеющий своей целью сохранение, развитие и поддержку народных умельцев. В нашей стране существует около 350 предприятий, которые занимаются возрождением и сохранением традиций народных промыслов.
Народные промыслы - особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создают по-особенному украшенные изделия ручной работы. Тем самым они занимаются возрождением и популяризацией различных народных промыслов практически в каждом уголке России.
К основам народного художественного творчества в настоящее время обращаются художники-профессионалы. В своём творчестве они стремятся выйти за пределы традиционных видов декоративно-прикладного искусства, идёт поиск новых форм и материалов. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранятся произведения декоративно-прикладного искусства художников Республики Марий Эл, которые в своих работах возрождают народные традиции и сохраняют красоту народных промыслов.
В нашей республике представлено множество разнообразных художественных промыслов: резьба по дереву, изготовление матрёшек, обработка бересты, создание посуды и утвари из дерева, традиционная марийская вышивка и создание народных костюмов, ювелирные украшения.
В.Н. Савельев (1947–2018) Образок «Спас Царевококшайский», 1995; кость мамонта, резьба
М.М. Ширманова (1960 г.р.) «Пеледыш пайрем», 2013; глина, гончарная техника, ангоб
Народное художественное творчество народа мари имеет многовековую историю. С древних времён красота, эстетический вкус и творческая фантазия марийских мастеров проявлялись в украшении бытовых, хозяйственных и ритуальных предметов. Издавна марийцы знали различные приёмы обработки металла, глины, дерева, бересты, кожи, производство и отделку тканей.
Богатые художественные традиции народа мари наиболее ярко и самобытно представлены в вышивке. Украшение вышивкой национального костюма относится к одному из самых трудоёмких домашних женских занятий. Искусству вышивки в Марийском крае в давние времена девочку начинали обучать ещё в раннем детстве, а к совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и приготовить приданое на свадьбу. Вышивкой украшали повседневную, праздничную и обрядовую одежду, головные уборы, полотенца и другие предметы внутреннего убранства избы. По традиции, место расположения вышивки было связано с покроем, назначением и типом одежды. Вышивка выполнялась по белому холсту шерстяными, шелковыми, позднее хлопчатобумажными нитками. Узоры вышивки выполнялись без нанесения рисунка, по счету нитей основы холста - вышивка получалась двусторонней. Орнамент марийской вышивки состоит из геометрических, растительных и зооморфных мотивов.
Н.И. Маркина (1955 г.р.) «Кукла марийская (Пу пашкар)», 2011; дерево, береста, редина, шерстяная ткань, вытачивание, шитьё, вышивание
Л.А. Веденькина (1955 г.р.) «Оживший орнамент», 1985; холст, папье-маше, аппликация, вышивание
Вышивка, украшавшая народный костюм, всегда была одним из высокохудожественных видов прикладного искусства. Она не утрачена и в настоящее время. Этим видом искусства занимаются как мастера-любители, так и профессиональные художники, среди которых Л.А. Орлова, А.А. Орлова, Е.А. Кожина, И.А. Махаева, Л.В. Веткина.
Заслуженный художник РСФСР Лилия Александровна Орлова внесла большой вклад в развитие традиционной марийской вышивки, и долгие годы работала художницей вышивального цеха фабрики "Труженица". Огромные усилия она прилагала для сбора старинных образцов, изучала закономерности орнамента, чередование различных его форм, цветовые оттенки. В результате появлялись различные салфетки, скатерти, занавесы, панно, салфетки. В поисках материала Лилия Орлова ездила в Государственный музей этнографии народов СССР в Ленинграде, делала зарисовки с хранящихся там образцов. По итогам этой поездки был вышит занавес, который занял одно из призовых мест на международной выставке в Брюсселе в 1957 году. Именно после этой крупной победы на столь высоком уровне в нашей республике обратили внимание на возрождение традиционной вышивки.
Л.А. Орлова (1930-2004) «Скатерть», 1983; редина, шерсть, косая стежка, мережка
Л.А. Орлова (1930-2004) «Салфетка», 1982; редина, шерсть, роспись, счётная гладь, мережка
Традиции художественной вышивки развивает дочь Л.А. Орловой, заслуженный художник Республики Марий Эл Алла Алексеевна Орлова. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранится первая работа Аллы Орловой - льняная скатерть с ручным кружевом и элементами марийской вышивки, которая принесла мастеру всеобщее признание. В 2008 году председатель Госсобрания Республики Марий Эл Юрий Минаков заказал Алле Орловой карту республики. На льняном полотне размером 180 на 280 сантиметров Орлова и две её ученицы создали настоящее произведение искусства – карту республики, вышитую при помощи шёлковых ниток и ниток мулине счётными швами традиционной марийской вышивки.
Орлова А.А. (1962 г.р.) «Куклы в марийских национальных костюмах», 1995; дерево, лён, шерсть, тесьма, роспись, шитьё, вышивание
Орлова А.А. (1962 г.р.) «Скатерть», 1985; лён с лавсаном, кружево, шерсть, тесьма, вышивание
Художник декоративно-прикладного искусства Ирина Антоновна Махаева находит применение марийской вышивки в новых изделиях: полотенца для торжественных встреч, «Столешники» для христианских храмов, гербы. В своих работах Ирина Махаева бережно подходит к образам старинной марийской вышивки, перерабатывая их с учётом особенностей изделия, совмещая современный крой и народные традиции. Это даёт возможность сохранить непреходящую ценность и богатство национальной вышивки. В настоящее время И.А. Махаева работает в Художественном салоне Национальной галереи города Йошкар-Олы.
И.А. Махаева (1958 г.р.) Комплект салфеток «Форум», 2018; двунитка, габардин, тесьма «вьюнчик» с люрексом, косая стёжка, роспись
Лауреату Государственной премии Республики Марий Эл им. А.В. Григорьева Елене Аркадьевне Кожиной глубокие знания и талант позволили найти собственную нишу в традиционной марийской вышивке и выработать свой собственный стиль. Е.А. Кожина продолжила разработку изделий, опробованную Лилией Орловой (скатерти, салфетки, полотенца), но шла в своём творчестве от старинной марийской вышивки, используемой в женских головных уборах шымакш, шарпан и сорока. Работы Елены Кожиной отличаются плотным рисунком, декоративной напряженностью и насыщенным гармоничным колоритом (кроме традиционных цветов марийской вышивки, красного и зеленого, она применяла темно-синий, терракотовый, золотистый). Всё это придаёт каждому произведению художника жизнеутверждающее звучание.
Е.А. Кожина (1957-2005) «Скатерть», вторая половина ХХ века; редина, шерсть, гарус, вышивание
Е.А. Кожина (1957-2005) «Кукла в марийском национальном костюме», вторая половина ХХ века; холст, шерсть, шитьё, вышивание
Народный мастер Республики Марий Эл Лидия Васильевна Веткина создаёт уникальные костюмы народа мари, которые декорирует вышивкой. Первое изделие - традиционный женский марийский головной убор «Шымакш» по всем канонам старинной орнаментации – положил начало созданию коллекции женского традиционного комплекса костюма марийцев, проживающих в Сернурском районе Республики Марий Эл.
Л.В. Веткина (1964 г.р.) «Костюм женский луговых мари северо-восточного района Республики Марий Эл», 2020; холст домотканый конопляный, шерстяная нить, акриловая нить, бисер, пайетки, кружево ручной работы, косая бейка, шитье, косая стежка, роспись, набор, плетение крючком
В состав традиционного марийского костюма входили также украшения из металла, раковин-каури, позумента, монет, блесток, пуговиц, получившие развитие из древних «шумящих» подвесок. Наряду с магически-охранительными, они имели эстетические функции, отражали половозрастное и социально-имущественное положение в семье и обществе. Украшения делились на головные, шейные, нагрудные, поясные, наручные. Большинство съёмных украшений характерно для женского костюма. Полный комплект украшений женщины надевали во время свадебных обрядов и в праздники, повседневный набор был более скромен. Художник декоративно-прикладного искусства Виталий Александрович Кириллов в своих работах продолжал и развивал народные традиции в создании национальных женских и мужских украшений.
В.А. Кириллов (1948-2018) «Подвеска с лосями», 2000; мельхиор, пайка, просечная резьба, тиснение
В.А. Кириллов (1948-2018) «Заколка с монистами», 1999; мельхиор, пайка, тиснение
В.А. Кириллов (1948-2018) «Перстень», 2000; металл, просечная резьба
В старину созданием тканей, половиков и ковров занимались женщины. Они не только сами пряли нитки, но и готовили растительные красители, придававшие расцветкам глубину и благородство оттенков. Марийское национальное ткачество является одним из древних видов ремесел. Узорное ткачество марийцев, по сравнению с ткачеством других народов Поволжья, было развито слабее. Восточные марийцы (в настоящее время живут в Башкортостане) изготавливали половики и паласы из толстых цветных шерстяных ниток, окрашенных натуральными красителями. Для основы использовали хлопчатобумажные нитки. Декор таких тканых изделий строился на равномерном соотношении широких и узких цветных полос розового, оранжевого, зелёного, красного и чёрного тонов. Современные мастера в создании тканей и ковров продолжают в своём творчестве сложившиеся традиции.
Н.З. Лаврентьева (1961 г.р.) «Яблочный спас», 1990; шерсть, нить х/б, ручное ткачество
Д.Н. Ржавин (1964 г.р.) «Сосны», 2002; шерсть, нить х/б, ручное ткачество
Широко распространенным видом народного искусства, особенно у жителей Горномарийского района Республики Марий Эл, была и остаётся художественная обработка растительных материалов - лозы, бересты и лыка. Сделанные из них предметы широко использовались в жизни жителей сёл и деревень. Именно из-за обыденности назначения на такие вещи не обращали особого внимания. Но стоит к ним приглядеться, как раскрываются своеобразная красота, разнообразие и пластичность форм, богатство ритмов плетения и фактур: из лозы делали всевозможные кузовки и корзинки, из бересты - туеса. Художественное оформление подобных изделий сводилось к геометрическому и растительному орнаменту, тесно связанному с национальной культурой марийцев и выражающему их представления о красоте окружающего мира.
Традиции народных мастеров, работавших с берестой, в своём творчестве продолжает заслуженный художник Республики Марий Эл Геннадий Владимирович Зыков. Темы для своих работ Геннадий Зыков черпает в богатой народной культуре и в природе Марийского края. Удивительным образом такие природные материалы, как береста и дерево, становятся послушными в его руках, превращаясь в предметы быта, интерьера и просто красивые вещи. Тонко чувствуя особенности материала, художник умеет их выявить и подчеркнуть.
Г.В. Зыков (1940 г.р.) «Набор для мёда», 1992; береста, дерево, вытачивание, тиснение
Г.В. Зыков (1940 г.р.) «Экслибрис Г.Д. Пряникова», вторая половина ХХ века; береста, тиснение
Распространенным видом народного искусства марийского народа является художественная обработка дерева: скульптуры и различные виды плоскостной резьбы. Оригинальные скульптурные композиции заслуженного деятеля искусств МАССР Николая Ивановича Ведерникова невозможно спутать ни с какими другими. В мелкой пластике он нашёл свой неповторимый стиль. Всю жизнь мастер был полон энергии, не расставался с любимыми инструментами и удивлял новыми творческими находками.
Н.И. Ведерников (1935-2017) «Марийские мелодии», 2001; дерево, резьба
Н.И. Ведерников (1935-2017) «Бременские музыканты», 2001; дерево, резьба, роспись
В скульптурном фонде Республиканского музея изобразительных искусств есть несколько произведений небольшого формата, выполненных из дерева. Это работы заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, ветерана Великой Отечественной войны Филиппа Павловича Шабердина. В них словно оживают предания и сказки лесного края. В составе Балтийского флота старшина второй статьи Филипп Шабердин участвовал в обороне Ленинграда, был тяжело ранен, демобилизовался и вернулся на малую родину. В мирное послевоенное время особенно ярко раскрылся талант Ф.П. Шабердина в скульптуре. Заядлый рыбак и грибник, он обладал уникальным даром видеть в каждой лесной коряге образ будущего произведения.
Ф.П. Шабердин (1914-1979) «Заяц», вторая половина XX в.; дерево, резьба
Ф.П. Шабердин (1914-1979) «Женская фигура», вторая половина XX века; дерево, резьба
В отличие от многих народных промыслов, популярность которых из-за появления новых техник и материалов была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире. Прообразом матрёшки стала деревянная разъёмная кукла японского божества Фукурумы, которую меценат Мамонтов привёз с острова Хонсю. Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке Сергей Малютин, а мастер из Сергиева Посада Василий Звёздочкин выточил её из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрёна.
В 1960 годы в Марийском крае появилась первая марийская матрёшка по имени Феня, расписанная в национальных традициях. Марийскую Матрёшку отличает острое силуэтное решение, хорошо сочетающееся с характером национального костюма и очертаниями головного убора. Для росписи марийской матрешки характерны три цвета – белый, красный (терракот), чёрный. Самое главное - роспись головного убора, рубахи, фартука, элементов национальной вышивки.
Н.В. Яндубаева (1960 г.р.) «Матрёшка сувенирная», 2001; дерево, темпера, роспись
В.Г. Кудрявцев (1957 г.р.) Матрёшка «Рябинка», 1983; дерево, роспись
Игрушки и обереги из мочала – культурное достояние России. Плетение из мочала является древним ремеслом народов Поволжья. Изготовление кукол из природного материала уходит своими корнями в далекое прошлое. Куклы-игрушки из мочала, материала простого и доступного, были популярны в каждом крестьянском и барском доме. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, отгоняли злых духов и приносили в дом счастье. Часто куклу делали безликой: по старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.
Л.Н. Смирнова (1949 – 2011) «Лиза», 2003; мочало, плетение крючком
Л.Н. Смирнова (1949 – 2011) «Ангел», 2003; мочало, плетение крючком
Полезные ископаемые в виде горшечной и кирпичной глины в Марийском крае послужили основой для развития гончарного промысла. Гончарное производство не получило должного развития у марийского народа, что было связано с тем, что домашняя утварь изготавливалась в основном из древесины. Со второй половины XIX века под влиянием русской культуры меняется быт народа мари и появляются предметы утвари из иных материалов, в том числе и глиняная посуда. В настоящее время мастера-керамисты и художники декоративно-прикладного искусства изготавливают предметы, которые используются в любой сфере жизни человека: домашний быт, строительство, декорации, украшения, сувениры.
П.В. Метелькова (1988 г.р.) «Фигура человека», 2013; глина, гончарная техника, ангоб
Ю.М. Смирнова (1983 г.р.) Скульптура-колокольчик «Йошкин кот», 2014; керамика, соли, оксиды металлов, глазурь
Н.Б. Леденейкин (1960 г.р.) «Леший», 1994; терракота
А.А. Шайдуллина (1963 г.р.) Комплект украшений, 1999; глина, цветная глазурь, лепка
А.А. Шайдуллина (1963 г.р.) «Осень», начало ХХI века; керамика, потёчные глазури, соль кобальта
Н.В. Яндубаева (1960 г.р.) «Весёлые человечки», 1994; керамика, глазурь, соли
Культура народных художественных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в настоящее время. На современном этапе декоративно-прикладное искусство Республики Марий Эл представляет собой сложное художественное явление. Оно развивается в виде домашних ремёсел, в творчестве профессиональных художников, в производстве сувениров на базе небольших предприятий и художественных объединений. На сегодняшний день для возрождения народных промыслов и поддержания традиций их изготовления затрачивается много сил и средств. Но это позволяет не терять связь со своей культурой, с национальными традициями и помнить многовековую историю своего народа.