Виртуальная выставка, посвященная традиционным художественным промыслам Республики Марий Эл

30 июня 2023

Виртуальная выставка, посвященная традиционным художественным промыслам Республики Марий Эл

Современные мастера продолжают традиции своих предшественников, бережно сохраняя уникальные стили народного творчества. В знак уважения ко всем творцам, причастным к делу развития и популяризации художественных промыслов нашей страны, по Указу президента России был создан отдельный праздник - День народных художественных промыслов, имеющий своей целью сохранение, развитие и поддержку народных умельцев. В нашей стране существует около 350 предприятий, которые занимаются возрождением и сохранением традиций народных промыслов.

Народные промыслы - особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создают по-особенному украшенные изделия ручной работы. Тем самым они занимаются возрождением и популяризацией различных народных промыслов практически в каждом уголке России.

К основам народного художественного творчества в настоящее время обращаются художники-профессионалы. В своём творчестве они стремятся выйти за пределы традиционных видов декоративно-прикладного искусства, идёт поиск новых форм и материалов. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранятся произведения декоративно-прикладного искусства художников Республики Марий Эл, которые в своих работах возрождают народные традиции и сохраняют красоту народных промыслов.

В нашей республике представлено множество разнообразных художественных промыслов: резьба по дереву, изготовление матрёшек, обработка бересты, создание посуды и утвари из дерева, традиционная марийская вышивка и создание народных костюмов, ювелирные украшения.

В.Н. Савельев  Образок «Спас Царевококшайский»В.Н. Савельев  Образок «Спас Царевококшайский»М.М. Ширманова «Пеледыш пайрем»

В.Н. Савельев (1947–2018) Образок «Спас Царевококшайский», 1995; кость мамонта, резьба            
М.М. Ширманова (1960 г.р.) «Пеледыш пайрем», 2013; глина, гончарная техника, ангоб

Народное художественное творчество народа мари имеет многовековую историю. С древних времён красота, эстетический вкус и творческая фантазия марийских мастеров проявлялись в украшении бытовых, хозяйственных и ритуальных предметов. Издавна марийцы знали различные приёмы обработки металла, глины, дерева, бересты, кожи, производство и отделку тканей.
Богатые художественные традиции народа мари наиболее ярко и самобытно представлены в вышивке. Украшение вышивкой национального костюма относится к одному из самых трудоёмких домашних женских занятий. Искусству вышивки в Марийском крае в давние времена девочку начинали обучать ещё в раннем детстве, а к совершеннолетию она должна была вышить себе комплект одежды и приготовить приданое на свадьбу. Вышивкой украшали повседневную, праздничную и обрядовую одежду, головные уборы, полотенца и другие предметы внутреннего убранства избы. По традиции, место расположения вышивки было связано с покроем, назначением и типом одежды. Вышивка выполнялась по белому холсту шерстяными, шелковыми, позднее хлопчатобумажными нитками. Узоры вышивки выполнялись без нанесения рисунка, по счету нитей основы холста - вышивка получалась двусторонней. Орнамент марийской вышивки состоит из геометрических, растительных и зооморфных мотивов.

Н.И. Маркина «Кукла марийская (Пу пашкар)»Л.А. Веденькина «Оживший орнамент» Н.И. Маркина (1955 г.р.) «Кукла марийская (Пу пашкар)», 2011; дерево, береста, редина, шерстяная ткань, вытачивание, шитьё, вышивание
Л.А. Веденькина (1955 г.р.) «Оживший орнамент», 1985; холст, папье-маше, аппликация, вышивание

Вышивка, украшавшая народный костюм, всегда была одним из высокохудожественных видов прикладного искусства. Она не утрачена и в настоящее время. Этим видом искусства занимаются как мастера-любители, так и профессиональные художники, среди которых Л.А. Орлова, А.А. Орлова, Е.А. Кожина, И.А. Махаева, Л.В. Веткина.

Заслуженный художник РСФСР Лилия Александровна Орлова внесла большой вклад в развитие традиционной марийской вышивки, и долгие годы работала художницей вышивального цеха фабрики "Труженица". Огромные усилия она прилагала для сбора старинных образцов, изучала закономерности орнамента, чередование различных его форм, цветовые оттенки. В результате появлялись различные салфетки, скатерти, занавесы, панно, салфетки. В поисках материала Лилия Орлова ездила в Государственный музей этнографии народов СССР в Ленинграде, делала зарисовки с хранящихся там образцов. По итогам этой поездки был вышит занавес, который занял одно из призовых мест на международной выставке в Брюсселе в 1957 году. Именно после этой крупной победы на столь высоком уровне в нашей республике обратили внимание на возрождение традиционной вышивки.

Л.А. Орлова «Скатерть»Л.А. Орлова «Салфетка»

Л.А. Орлова (1930-2004) «Скатерть», 1983;  редина, шерсть, косая стежка, мережка
Л.А. Орлова (1930-2004) «Салфетка», 1982; редина, шерсть, роспись, счётная гладь, мережка

Традиции художественной вышивки развивает дочь Л.А. Орловой, заслуженный художник Республики Марий Эл Алла Алексеевна Орлова. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранится первая работа Аллы Орловой - льняная скатерть с ручным кружевом и элементами марийской вышивки, которая принесла мастеру всеобщее признание. В 2008 году председатель Госсобрания Республики Марий Эл Юрий Минаков заказал Алле Орловой карту республики. На льняном полотне размером 180 на 280 сантиметров Орлова и две её ученицы создали настоящее произведение искусства – карту республики, вышитую при помощи шёлковых ниток и ниток мулине счётными швами традиционной марийской вышивки.

Орлова А.А. «Куклы в марийских национальных костюмах»Орлова А.А. «Скатерть»

Орлова А.А. (1962 г.р.) «Куклы в марийских национальных костюмах», 1995; дерево, лён, шерсть, тесьма, роспись, шитьё, вышивание    
Орлова А.А. (1962 г.р.) «Скатерть», 1985; лён с лавсаном, кружево, шерсть, тесьма, вышивание

И.А. Махаева Комплект салфеток «Форум»Художник декоративно-прикладного искусства Ирина Антоновна Махаева находит применение марийской вышивки в новых изделиях: полотенца для торжественных встреч, «Столешники» для христианских храмов, гербы. В своих работах Ирина Махаева бережно подходит к образам старинной марийской вышивки, перерабатывая их с учётом особенностей изделия, совмещая современный крой и народные традиции. Это даёт возможность сохранить непреходящую ценность и богатство национальной вышивки. В настоящее время И.А. Махаева работает в Художественном салоне Национальной галереи города Йошкар-Олы.

И.А. Махаева (1958 г.р.) Комплект салфеток «Форум», 2018; двунитка, габардин, тесьма «вьюнчик» с люрексом, косая стёжка, роспись

Лауреату Государственной премии Республики Марий Эл им. А.В. Григорьева Елене Аркадьевне Кожиной глубокие знания и талант позволили найти собственную нишу в традиционной марийской вышивке и выработать свой собственный стиль. Е.А. Кожина продолжила разработку изделий, опробованную Лилией Орловой (скатерти, салфетки, полотенца), но шла в своём творчестве от старинной марийской вышивки, используемой в женских головных уборах шымакш, шарпан и сорока. Работы Елены Кожиной отличаются плотным рисунком, декоративной напряженностью и насыщенным гармоничным колоритом (кроме традиционных цветов марийской вышивки, красного и зеленого, она применяла темно-синий, терракотовый, золотистый). Всё это придаёт каждому произведению художника жизнеутверждающее звучание.

Е.А. Кожина «Скатерть»Е.А. Кожина «Кукла в марийском национальном костюме»

Е.А. Кожина (1957-2005) «Скатерть», вторая половина ХХ века; редина, шерсть, гарус, вышивание
Е.А. Кожина (1957-2005) «Кукла в марийском национальном костюме», вторая половина ХХ века; холст, шерсть, шитьё, вышивание

Л.В. Веткина «Костюм женский луговых мари северо-восточного района РМЭ»Народный мастер Республики Марий Эл Лидия Васильевна Веткина создаёт уникальные костюмы народа мари, которые декорирует вышивкой.  Первое изделие - традиционный женский марийский головной убор «Шымакш» по всем канонам старинной орнаментации – положил начало созданию коллекции женского традиционного комплекса костюма марийцев, проживающих в Сернурском районе Республики Марий Эл.

Л.В. Веткина (1964 г.р.) «Костюм женский луговых мари северо-восточного района Республики Марий Эл», 2020; холст домотканый конопляный, шерстяная нить, акриловая нить, бисер, пайетки, кружево ручной работы, косая бейка, шитье, косая стежка, роспись, набор, плетение крючком

В состав традиционного марийского костюма входили также украшения из металла, раковин-каури, позумента, монет, блесток, пуговиц, получившие развитие из древних «шумящих» подвесок. Наряду с магически-охранительными, они имели эстетические функции, отражали половозрастное и социально-имущественное положение в семье и обществе. Украшения делились на головные, шейные, нагрудные, поясные, наручные. Большинство съёмных украшений характерно для женского костюма. Полный комплект украшений женщины надевали во время свадебных обрядов и в праздники, повседневный набор был более скромен. Художник декоративно-прикладного искусства Виталий Александрович Кириллов в своих работах продолжал и развивал народные традиции в создании национальных женских и мужских украшений.

В.А. Кириллов «Подвеска с лосями»В.А. Кириллов «Заколка с монистами»В.А. Кириллов «Перстень»

В.А. Кириллов (1948-2018) «Подвеска с лосями»,  2000; мельхиор, пайка, просечная резьба, тиснение
В.А. Кириллов (1948-2018) «Заколка с монистами», 1999; мельхиор, пайка, тиснение     
В.А. Кириллов (1948-2018) «Перстень», 2000; металл, просечная резьба

В старину созданием тканей, половиков и ковров занимались женщины. Они не только сами пряли нитки, но и готовили растительные красители, придававшие расцветкам глубину и благородство оттенков. Марийское национальное ткачество является одним из древних видов ремесел. Узорное ткачество марийцев, по сравнению с ткачеством других народов Поволжья, было развито слабее. Восточные марийцы (в настоящее время живут в Башкортостане) изготавливали половики и паласы из толстых цветных шерстяных ниток, окрашенных натуральными красителями. Для основы использовали хлопчатобумажные нитки.  Декор таких тканых изделий строился на равномерном соотношении широких и узких цветных полос розового, оранжевого, зелёного, красного и чёрного тонов. Современные мастера в создании тканей и ковров продолжают в своём творчестве сложившиеся традиции.

Н.З. Лаврентьева «Яблочный спас»Д.Н. Ржавин «Сосны»

Н.З. Лаврентьева (1961 г.р.) «Яблочный спас», 1990; шерсть, нить х/б, ручное ткачество
Д.Н. Ржавин (1964 г.р.) «Сосны», 2002; шерсть, нить х/б, ручное ткачество

Широко распространенным видом народного искусства, особенно у жителей Горномарийского района Республики Марий Эл, была и остаётся художественная обработка растительных материалов - лозы, бересты и лыка. Сделанные из них предметы широко использовались в жизни жителей сёл и деревень. Именно из-за обыденности назначения на такие вещи не обращали особого внимания. Но стоит к ним приглядеться, как раскрываются своеобразная красота, разнообразие и пластичность форм, богатство ритмов плетения и фактур: из лозы делали всевозможные кузовки и корзинки, из бересты - туеса. Художественное оформление подобных изделий сводилось к геометрическому и растительному орнаменту, тесно связанному с национальной культурой марийцев и выражающему их представления о красоте окружающего мира.

Традиции народных мастеров, работавших с берестой, в своём творчестве продолжает заслуженный художник Республики Марий Эл Геннадий Владимирович Зыков. Темы для своих работ Геннадий Зыков черпает в богатой народной культуре и в природе Марийского края. Удивительным образом такие природные материалы, как береста и дерево, становятся послушными в его руках, превращаясь в предметы быта, интерьера и просто красивые вещи. Тонко чувствуя особенности материала, художник умеет их выявить и подчеркнуть.

Г.В. Зыков «Набор для мёда»Г.В. Зыков «Экслибрис Г.Д. Пряникова»

Г.В. Зыков (1940 г.р.) «Набор для мёда», 1992; береста, дерево, вытачивание, тиснение
Г.В. Зыков (1940 г.р.) «Экслибрис Г.Д. Пряникова», вторая половина ХХ века; береста, тиснение

Распространенным видом народного искусства марийского народа является художественная обработка дерева: скульптуры и различные виды плоскостной резьбы. Оригинальные скульптурные композиции заслуженного деятеля искусств МАССР Николая Ивановича Ведерникова невозможно спутать ни с какими другими. В мелкой пластике он нашёл свой неповторимый стиль. Всю жизнь мастер был полон энергии, не расставался с любимыми инструментами и удивлял новыми творческими находками.

Н.И. Ведерников «Марийские мелодии»Н.И. Ведерников «Бременские музыканты»

Н.И. Ведерников (1935-2017)  «Марийские мелодии», 2001; дерево, резьба
Н.И. Ведерников (1935-2017) «Бременские музыканты», 2001; дерево, резьба, роспись

В скульптурном фонде Республиканского музея изобразительных искусств есть несколько произведений небольшого формата, выполненных из дерева. Это работы заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, ветерана Великой Отечественной войны Филиппа Павловича Шабердина. В них словно оживают предания и сказки лесного края. В составе Балтийского флота старшина второй статьи Филипп Шабердин участвовал в обороне Ленинграда, был тяжело ранен, демобилизовался и вернулся на малую родину. В мирное послевоенное время особенно ярко раскрылся талант Ф.П. Шабердина в скульптуре. Заядлый рыбак и грибник, он обладал уникальным даром видеть в каждой лесной коряге образ будущего произведения.

Ф.П. Шабердин  «Заяц»Ф.П. Шабердин «Женская фигура»

Ф.П. Шабердин (1914-1979) «Заяц», вторая половина XX в.; дерево, резьба
Ф.П. Шабердин (1914-1979) «Женская фигура», вторая половина XX века; дерево, резьба

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых из-за появления новых техник и материалов была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире. Прообразом матрёшки стала деревянная разъёмная кукла японского божества Фукурумы, которую меценат Мамонтов  привёз с острова Хонсю. Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке Сергей Малютин, а мастер из Сергиева Посада Василий Звёздочкин выточил её из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрёна.

В 1960 годы в Марийском крае появилась первая марийская матрёшка по имени Феня, расписанная в национальных традициях. Марийскую Матрёшку отличает острое силуэтное решение, хорошо сочетающееся с характером национального костюма и очертаниями головного убора. Для росписи марийской матрешки характерны три цвета – белый, красный (терракот), чёрный. Самое главное - роспись головного убора, рубахи, фартука, элементов национальной вышивки.

Н.В. Яндубаева «Матрёшка сувенирная»В.Г. Кудрявцев  Матрёшка «Рябинка»

Н.В. Яндубаева (1960 г.р.) «Матрёшка сувенирная»,  2001; дерево, темпера, роспись
В.Г. Кудрявцев (1957 г.р.) Матрёшка «Рябинка», 1983; дерево, роспись

Игрушки и обереги из мочала – культурное достояние России. Плетение из мочала является древним ремеслом народов Поволжья. Изготовление кукол из природного материала уходит своими корнями в далекое прошлое. Куклы-игрушки из мочала, материала простого и доступного, были популярны в каждом крестьянском и барском доме. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, отгоняли злых духов и приносили в дом счастье. Часто куклу делали безликой: по старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.

Л.Н. Смирнова «Лиза»Л.Н. Смирнова «Ангел»

Л.Н. Смирнова (1949 – 2011) «Лиза», 2003; мочало, плетение крючком
Л.Н. Смирнова (1949 – 2011) «Ангел», 2003; мочало, плетение крючком

Полезные ископаемые в виде горшечной и кирпичной глины в Марийском крае послужили основой для развития гончарного промысла. Гончарное производство не получило должного развития у марийского народа, что было связано с тем, что домашняя утварь изготавливалась в основном из древесины. Со второй половины XIX века под влиянием русской культуры меняется быт народа мари и появляются предметы утвари из иных материалов, в том числе и глиняная посуда. В настоящее время мастера-керамисты и художники декоративно-прикладного искусства изготавливают предметы, которые используются в любой сфере жизни человека: домашний быт, строительство, декорации, украшения, сувениры.

П.В. Метелькова «Фигура человека»Ю.М. Смирнова Скульптура-колокольчик «Йошкин кот»

П.В. Метелькова (1988 г.р.) «Фигура человека», 2013; глина, гончарная техника, ангоб
Ю.М. Смирнова (1983 г.р.) Скульптура-колокольчик «Йошкин кот», 2014; керамика, соли, оксиды металлов, глазурь

Н.Б. Леденейкин «Леший»А.А. Шайдуллина Комплект украшений

Н.Б. Леденейкин (1960 г.р.) «Леший», 1994; терракота
А.А. Шайдуллина (1963 г.р.) Комплект украшений, 1999; глина, цветная глазурь, лепка

А.А. Шайдуллина «Осень»Н.В. Яндубаева «Весёлые человечки»

А.А. Шайдуллина (1963 г.р.) «Осень», начало ХХI века; керамика, потёчные глазури, соль кобальта
Н.В. Яндубаева (1960 г.р.) «Весёлые человечки», 1994; керамика, глазурь, соли

Культура народных художественных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в настоящее время. На современном этапе декоративно-прикладное  искусство Республики  Марий Эл представляет собой сложное художественное явление. Оно развивается в виде домашних ремёсел, в творчестве профессиональных  художников, в производстве сувениров на базе небольших предприятий и художественных объединений. На сегодняшний день для возрождения народных промыслов и поддержания традиций их изготовления затрачивается много сил и средств. Но это позволяет не терять связь со своей культурой, с национальными традициями и помнить многовековую историю своего народа.