Художник по костюмам Татьяна Изычева рассказала о своей любимой работе

18 декабря 2019

Творческая встреча с художником по костюмам Татьяной Изычевой

В Республиканском музее изобразительных искусств состоялась творческая встреча художника по костюмам Татьяны Изычевой с учащимися художественных школ г. Йошкар-Олы.

 

Процесс разработки костюма

Ещё до встречи с режиссером, со сценографом  мне необходимо знать материал.  Даже если мне знакомо произведение, у меня возникает потребность его перечитать, иногда по несколько раз. Если действие происходит в определённый исторический период,  читаю дополнительную литературу об этом времени.  

Далее разрабатывается эскиз, идёт поиск характера героя, появляются какие-то силуэты, подбирается цветовая палитра. После утверждения эскиза производится подбор материалов. В сложных постановках, где материалы не совпадают с историческим периодом, например, в опере "Евгений Онегин", "Аида"  нужна особая фактура, которую не найти в современных магазинах,  мы придумываем, что можно сделать, чтобы получившиеся костюмы соответствовали требуемой эпохе.

Затем материалы попадают в цеха. Над каждым костюмом работает большая команда людей: мастера-швеи, вышивальщики, отделочники, художники-декораторы, художники по росписи ткани. В работе над спектаклем "Левша", передо мой была поставлена задача показать контраст между английским и русским дворами. Чтобы показать богатство и колорит русского двора, мы придумали расписать  ткань «мешковину» под парчу. Костюмы русских героев были парчовые, но на основе мешковины,  интерьер русского двора был выполнен в тёплых красках с использованием золота, а английский двор мы выполнили в холодных цветовых тонах с использованием синих  оттенков. В итоге удалось добиться красивого контраста.

Также над созданием костюма работают бутафоры. Это художники, которые изготавливают объёмные предметы, имитирующие подлинные вещи: головные уборы, каркасные воротники, сумочки, оружие, подносы, зеркала, шкатулки.  Театр – это большой производственный цех.

Затем начинается работа со сценографом, он находится в такой же ситуации, что и художник по костюмам.  Каждый художник-сценограф начинает раскрывать пространство сцены, ищет «характер» спектакля. В некоторых постановках требуется, чтобы артисты хора, находящиеся на дальнем плане, должны слиться с окружающим фоном. В балете "Кармен" наоборот требовалось, чтобы артисты массовки были яркими, забирали всё внимание зрителя на себя, а в это время ситуация на сцене кардинально изменялась. Художник это учитывает в работе над костюмом, так получается решение спектакля.

Художник по костюмам – это профессия творческая, в которой нет жесткого графика работы с 9 до 18, если приходит хорошая идея, необходимо зафиксировать задумку. Иногда бывает, что произведение понятно, но его сложно выразить. Тогда я пробую писать карандашом, кистью, сангиной, углем. Пытаюсь писать на грубой бумаге, цветной, акварельной бумаге, картоне, в общем, использую любые творческие и технические возможности - всё, что помогает найти решение.

 

О работе с режиссёрами

Режиссёр очень помогает театральным художникам, он рассказывает свое понимание, видение, психологию. Ты начинаешь лучше разбираться в жизни, в людях. Мне приходилось делать костюмы неживых персонажей: костюм зеркала, костюм подсвечника, трюмо.  В эти предметы закладывается человеческая органика.  Для одного персонажа - это зеркало вредное, а другому персонажу оно улыбается.  Режиссёры очень интересные люди. Одни режиссёры описывают персонаж следующим образом: это отрицательный герой, его облик  должен вызывать неприятные эмоции. А другой режиссёр описывает персонаж так: это отрицательный персонаж, но он умело притворяется, скрывает своё истинное лицо, и только в определённый момент зритель должен понять, что этот герой - отрицательный.

Когда я приехала в Йошкар-Олу, в театре работал маститый режиссёр Борис Матвеевич Бурштейн, специалист с огромным опытом работы, его приглашали с театрами на показы в Москву. Он тесно сотрудничал с художниками, доходчиво объяснял материал, что очень помогало в работе.

В театре им. Шкетана мне довелось работать с режиссёром из Финляндии Пауло Лиски, мы делали спектакль "Калевала". Это был знаковый спектакль для театра, режиссер рассказывал очень интересные вещи, раскрывал своё творческое видение.  Ощущения были такие, что, делая один спектакль, я создала три спектакля. Для меня это большой результат и большой опыт.

У меня была очень сложная постановка.  В конце 20 века в театре оперы и балета мне доверили балет "Лебединое озеро".  Это большая честь для художника, но и огромная ответственность. В 90-е было сложно не только найти материалы, но даже ноты.  Над постановкой мы работали с балетмейстером Ольгой  Петровной Комлевой. Мы очень старались.  Спектакль живёт какое-то время, затем его снимают и ставят новый.  В 21 веке балетмейстером и постановщиком театра оперы и балета им. Э. Сапаева стал Константин Анатольевич Иванов.  Это человек с московской школой, с московскими традициями, с видением Большого театра, он танцевал этот спектакль в Большом театре как премьер, у него было своё видение этого балета.  Мне, как художнику по костюмам, было сложно забыть старый спектакль,  приходилось искать другие решения, придумывать другой визуальный ряд.  Самое интересное, что эту постановку мне пришлось делать в 3-й раз! А Константин Анатольевич ставил эту постановку уже во второй. Перед  нами стояла сложнейшая задача: найти новое решение балета. Для художника по костюмам это сверхзадача.  В итоге, мы сделали смысловой спектакль, даже изменили финал.

 

Самый любимый спектакль

Про спектакли всегда сложно говорить. В театре говорят: "спектакль рождается".  Каждый спектакль дорог.  Когда всё получается, когда справляюсь с поставленной задачей, появляется удовольствие от работы, радость, что развиваюсь как художник.

 

Компьютерная графика

В театре можно использовать современные компьютерные технологии, но их надо применять аккуратно.  В Photoshop создается двухмерная картинка, её необходимо перевести в объём, в театре необходимо передать фактуру материалов.

 

Куда деваются старые костюмы

Артисты балета интенсивно двигаются, поэтому большая часть костюмов быстро изнашивается. Часть костюмов отдаётся в другие театры, творческие коллективы, студии. Некоторые наши костюмы переданы в музей им. Бахрушина в Москве.

 

О работе в разных театрах

Я очень люблю работать в театре оперы и балета, потому что там есть музыкальное сопровождение. Музыка сама помогает в работе, настраивает, расшифровывает. Но с другой стороны мне нравится иногда переключаться на другую работу. Люблю, когда меня приглашают в Академический русский театр драмы, театр им. Шкетана, в кукольный театр.  К каждому театру требуется свой подход.

 

Умение шить

В студенческие годы нас учили пришивать карманы, воротнички. Мы не понимали, зачем нам, будущим художникам по костюмам, это нужно. Но полученное умение очень помогает в работе. Я разговариваю с мастерами на одном языке, я их понимаю.  Бывают моменты, когда закройщик не успевает выполнить работу, а артист должен выйти на сцену. Я могу встать и доделать работу. Поэтому это умение необходимо, художник по костюмам должен уметь держать в руках не только карандаш и кисточку, но и владеть иголкой, сантиметровой лентой.  Театральному художнику необходимо развивать архитектурно-пространственное мышление, изучать фактуру материалов. Смысл работы художника по костюмам в том, что необходимо придумывать новое, нестандартное.

 

Про малую родину - Одессу  

Одесса – особенный город для меня, это моя сила, моя уверенность, особый мир, даже особый воздух. Одесситы, действительно, неунывающий народ.

 

Пожелание учащимся художественных школ

В любой профессии оставайтесь внутри художниками, работайте над собой, не бойтесь браться за сложные проекты. В жизни нужно всё время учиться, идти вперед. Дерзайте и ничего не бойтесь! Все дороги открыты, с вашей стороны требуется только желание и усилие.  Любите свою профессию, тогда преодолеваются все трудности.

Благодарим Татьяну Изычеву за интереснейшую беседу. Приглашаем зрителей посетить экспозицию "Театральное пространство", где представлены эскизы и костюмы художника.

Республиканский музей изобразительных искусств
г. Йошкар-Ола, ул. Гоголя, 15
Тел.: (8362) 45-52-37, 41-74-10