Выставка "Русский лубок"

С 20 февраля 2019 г.

Русский лубок — графический вид народного творчества, возникший в эпоху Петра Великого. Листы с яркими забавными картинками печатались сотнями тысяч и стоили чрезвычайно дёшево, они были своеобразными комиксами 18-19 веков. В каждой избе на стенах висели подобные картинки, а офеней, распространителей лубков, ждали повсюду с нетерпением.

 

История происхождения на Руси

До сих пор не выяснено, почему у картинок такое множество названий: "лубки", "потешные картинки", "листы", "народные картинки", "богатыри", "конники". Некоторые исследователи полагают, что "лубок" происходит от слова "луб" - так называлась деревянная основа, на которой резались картинки. Как правило, они изготавливались из липы, которую в некоторых губерниях среднерусской полосы называли "лубом". Другие связывают с названием лубяных коробов, в которых торговцы разносили картинки сёлам и деревням. Их возникновения относят ко второй половине 18 века и связывают с появлением книгопечатания на Руси в 16 столетии. Интересные лубковые произведения зародились, когда на смену условному церковному искусству пришло светское, реалистическое. Поэтому в них прослеживается изобразительный строй иконописи.

 

Техника исполнения

Техника гравирования (нанесение углублённого и рельефного рисунка на твёрдую основу и изготовление с неё отпечатка на бумаге с помощью пресса) во второй половине 18 века уступила место гравюре на меди. Однако рисунок на медных досках делался неряшливо, торопливо, отчего терял свою чёткость. С этого момента картинки фабричного производства стали называть "лубками".

Народные мастера работали по неписаным правилам. Неизменным условием было исполнение - одна линия, притененная коротким штрихом. Если картинка раскрашивалась, то так, чтобы не затемнять контура, обычно в 5 цветов. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Испокон веков этот художественный метод передавался от отца к сыну.Изображение наносилось сразу без предварительного эскиза. Замысел выкристаллизовывался в процессе работы. Часто в лубке содержалось развёрнутое повествование с пояснительными надписями, дополняющие изображения. Преобладали картинки на тему из Священного Писания, портреты императорской семьи, жанровые картинки нравственно-поучительно характера, отражающие быт и увеселения простого народа, изображения героев народных песен, сказок, изображения городов.

Несмотря на то, что лубок перестал существовать в последней трети 19 века, его вкус и чувство красоты оказались великолепной школой для художников 20 века — это "мирискусники", К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов и другие.

Предлагаем зрителям познакомиться с современным лубком авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Благовещенска. Работы переданы в фонд графики Центром художественных выставок "РОСИЗО".


Пресняков В. А. (1925 г.р.) - "Терем" (линогравюра)

Вход на экспозцию "Русский лубок" - свободный.

Республиканский музей изобразительных искусств
г. Йошкар-Ола, ул. Гоголя, 15
Тел.: (8362) 45-52-37, 41-74-10