Выставка работ заслуженного художника Марий Эл Мясникова И. П.

С 14 июля 2018 г.

Виртуальная выставка художника Игоря Петровича Мясникова

14 июля исполняется 80 лет со дня рождения графика и монументалиста, педагога, заслуженного художника Республики Марий Эл, члена Союза художников России Игоря Петровича Мясникова (1938-2014). Имя мастера хорошо известно в Марий Эл и за ее пределами. За его плечами участие во всесоюзных, всероссийских, региональных выставках, годы преподавательской работы в Йошкар-Олинском художественном училище.

Содержание

О художнике
Творчество И. П. Мясникова
Виртуальная галерея работ художника

 

О художнике

Мастер цветной литографии, автор фресок, витражей, росписей, панно, серии гуашей, член СХ РФ Игорь Петрович Мясников родился 14 июля 1938 г. в поселке Вахтан Шахуньского района Горьковской (Нижегородской) области. В 1961 г. окончил Казанское художественное училище. Здесь он постигал азы изобразительного искусства и начинал свой творческий путь. Еще во время учебы в училище И.Мясников принял участие в конкурсе на лучший эскиз и в числе троих победителей поехал в Ленинград. Именно тогда в душе появилось желание продолжить учебу именно в этом городе. И мечта осуществилась. По окончании Казанского художественного училища в 1967 г. Игорь Мясников становится студентом Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Обучение проходило в монументальной мастерской профессора А.А.Мыльникова, рисунок преподавал А.Л. Королев, живопись С.Н.Медовиков. Дипломной работой стал эскиз фрески для здания правительственного комплекса аэровокзала на тему "Русский Икар ("Никита-летун").

В 1967 году Игорь Мясников приехал в Йошкар-Олу. Работал сотрудником Марийских мастерских Художественного фонда РСФСР. Преподавал в Йошкар-Олинском художественном училище и МарГТУ. С 1989 по 1991 гг. был председателем Марийского регионального отделения СХ СССР. Автор учебного пособия "Рисунок в техническом вузе" (2004).

 

Творчество И. П. Мясникова

В изобразительное искусство России Игорь Мясников вошел цветными графическими сериями о тружениках городов и сел Марийского края. Эта работа очень помогла ему в дальнейшем становлении как художника почувствовать уверенность и приобрести "свое лицо". Поездки по республике и знакомство с предприятиями города помогли лучше узнать край и его людей, изучить национальные традиции. Каждая поездка оставляла воспоминания, которые впоследствии воплотились в серии "Сельские механизаторы"(1977-1978). Столице Марий Эл художник посвятил серию "Йошкар-Ола – красный город" (1981).

Сам художник говорил об этом так: "Я прожил в Татарии пятнадцать лет, а в Марий Эл 37 лет, и считаю себя старожилом Марийского края. Много приходилось ездить по районам республики в командировки, связанные с выполнением заказов. Также ежегодные выезды со студентами на летнюю практику, организация персональных выставок в районах республики. Наверное, это все наложило отпечаток на мое творчество, подпитывало его.

Кто-то из искусствоведов назвал мои серии репортажными. Я с этим категорически не согласен. Хотя это выражение относилось к моим сериям, посвященным людям труда, которые основывались на натурных зарисовках с места событий. Сами же листы серий рождались после длительных композиционных поисков в мастерской в нескольких вариантах цветового решения".

В сериях "Свияжск", "Севастополь", "Ленинград. Белые ночи" раскрывается лирическая сторона дарования Игоря Мясникова. Со Свияжском связана отдельная страница начала его творческой биографии. Автор вспоминает:

"Во время преддипломной практики для сбора натурного материала я совершил поездку по древним городам России. Зарисовывал церкви, колокольни, соборы. Материала собрал много, но был неудовлетворён результатами. Вернувшись из поездки домой, оставшееся время до занятий решил провести с друзьями детства на берегах Волги, где мы во время летних каникул отдыхали прежде: Морвакши, Свияжск. У меня была цель: дополнить собранный материал к диплому зарисовками архитектурных памятников Свияжска. Собранный материал к диплому пополнился новыми рисунками церквей и колоколен и очень помог в этой работе. Вернувшись осенью в Ленинград, я приступил диплому. А через год, в июне 1967 г., успешно защитил его".

В конце 1980-х гг. началась работа над большой графической серией "Свияжск". По словам Игоря Мясникова, именно с этой серии началась его работа над циклом "Памятники Отечества", куда вошли такие серии как "Поля русской славы" (1985), "Православные храмы Марий Эл" (1995), "Наше наследие" (1996), "Русское поле" (1980). В них звучит боль и радость за судьбу великой страны. Художник продолжает работу над этим циклом.

Автор определял место графики в своем творчестве так: "Графика – это лаборатория художника. В ней фиксируются его жизненные наблюдения, в ней же рождаются новые композиционные замыслы, отрабатываются цветовые и пластические приемы, как отдельных листов, так и всей серии. Графическая серия – специфический жанр творчества. Она требует композиционной цельности, умения надежно соединить составные части замысла, выраженные единым действием.

Почему я работаю сериями? Потому что в серии тему можно раскрыть шире, многограннее. Заранее определяю темы листов и сюжеты. Задумываю технику, композиционные приемы решения и цветовое решение всей серии. Некоторые серии хочется продолжить и вернуться к ним. Серия «Памятники Отечества» уже переросла в так называемые циклы.

Люблю работать на тонированной бумаге. Она сразу дает цветовой настрой и цельность восприятия изображения, диктует цветовой настрой всего листа. К работе над серией я приступаю не сразу. Долго хожу, обдумываю решение, количество листов, даже название каждого листа. И представляю, как все это будет выглядеть в целом. Так что решение серий складывается от каких-то впечатлений и длительной внутренней работы. И вот, когда «работа внутри» закончена, приступаю к осуществлению окончательного решения".

Для художника Игоря Мясникова Родина – понятие не абстрактное, а выраженное в конкретных образах. Это земля, ставшая кормилицей, это люди, испокон века живущие и работающие на ней, а в лихую годину встающие на ее защиту. Он нашел свою тему, придя к ней путем сложных поисков своего творческого кредо. Монументальные росписи, витражи и мозаичные панно художника украшают здания городов, но и станковые графические листы заняли в его творчестве одно из важнейших мест, став выражением гражданской позиции художника, его жизненных убеждений. Творчество художника проникнуто высоким гуманизмом, чувством патриотизма, горячей любовью к Родине, привлекает высокой профессиональной исполнительской культурой.

Работы И.П.Мясникова хранятся в фондах Академии художеств им. И.Е.Репина, Республиканского музея изобразительных искусств РМЭ, Национального музея РМЭ им. Т.Евсеева, государственных музеев РМЭ, в частных коллекциях в России и за рубежом.


Виртуальная галерея работ И. П. Мясникова

КунсткамераНабережная у Академии художествДворцовая площадь
 
Серия "Ленинград. Белые ночи"
Кунсткамера (1988 г., бумага, гуашь, пастель)
Набережная у Академии художеств (1988 г., бумага, гуашь, пастель)
Дворцовая площадь (1988 г., бумага, гуашь, пастель)
 
 
 
Белый пароходПеред штормомУлица Марата
 
Серия "Севастополь"
Белый пароход (1981 г., бумага, гуашь, пастель)
Перед штормом (1981 г., бумага, гуашь, пастель)
Улица Марата (1981 г., бумага, гуашь, пастель)
 
 
 
Цех аскорбиновой кислоты В заводской лабораторииЖенский разговор
Серия "Йошкар-Олинский витаминный завод"
Цех аскорбиновой кислоты (1976 г., бумага, гуашь, пастель)
В заводской лаборатории (1976 г., бумага, гуашь, пастель)
Женский разговор (1976 г., бумага, гуашь, пастель)
 
 
Кремль. ПсковНабережная у Академии художествЖенский монастырь
Серия "Форпосты России"
Кремль. Псков (2002 г., бумага, гуашь, пастель)
Весна на Нерли (1998 г., бумага, гуашь, пастель)
Женский монастырь (1990 г., бумага, гуашь, пастель)