Как прошла творческая встреча с художником-графиком А. С. Бакулевским

14 декабря 2017

1 декабря в Национальной художественной галерее состоялась творческая встреча с художником-графиком А. С. Бакулевским.

В этот вечер в галерее собрались верные почитатели таланта Александра Сергеевича, коллеги- художники, студенты Йошкар-Олинского художественного училища, представители средств массовой информации. Вела творческую встречу директор Национальной художественной галереи Елена Эдуардовна Бурнашева. В ходе творческой встречи была показана презентация на тему творчества художника, подготовленная научным сотрудником Л.В. Илтубаевой.

Народный художник России, заслуженный художник РСФСР А. С. Бакулевский и директор Национальной художественной галереи Е. Э. Бурнашева

О себе Александр Сергеевич рассказывал немного, но с удовольствием делился тёплыми воспоминаниями о своих преподавателях, коллегах.
Очень высоко А. С. Бакулевский ценит талант художника-графика Николая Ивановича Калиты (1926-2016), которого считает своим наставником, мастером, которого ставит выше себя.

Также Александра Бакулевского вдохновляет творчество великого старого мастера Альбрехта Дюрера, российского и советского графика Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964).

 

Секреты ксилографии

В беседе со зрителями Александр Сергеевич раскрыл некоторые секреты ксилографии, рассказал об истоках её появления.
Дело в том, что уязвимым местом ксилографии XVI в. была ограниченность художественных возможностей. Этим способом было непросто передать нежную смену полутонов. Поэтому постепенно гравюра на дереве стала уступать место гравюре на металле, хотя последняя отличалась большей трудоёмкостью и дороговизной. Так происходило до тех пор, пока не появился метод торцевой деревянной гравюры, разработанный англичанином Томасом Бьюиком. Томас распиливал бревно поперек, и добился потрясающих результатов! Он перенес в ксилографию методику углубленной гравюры.

 

О сложностях ксилографии

Александр Сергеевич поделился своими размышлениями о любви к этому виду изобразительного искусства.
А. С.: В отличие от живописи ксилография лишена внешних ярких эффектов, это нешумное, но при этом очень содержательное, глубоко осмысленное искусство. Ксилография никогда не была модной, потому что это очень сложное, трудоёмкое направление изобразительного искусства.
Художник-график должен быть точным, очень выразительным, чтобы суметь донести до читателя суть произведения, при этом используя сочетание всего двух цветов: черного и белого. Для художника-графика важна выдержка, необходимо иметь терпение, чтобы работать над одной работой длительный период времени.

Могут возникнуть трудности в работе с нехваткой материала. Самым лучшим материалом для гравёра является самшит (кавказский). Это очень ценная и дорогая порода древесины. Самшит отличается высокой прочностью, при гравировании даёт чистую и тонкую линию.

Александр Сергеевич посетовал на то, что в настоящее время исчезает великолепная школа советской и русской книжной иллюстрации. Сегодня художники книги часто остаются без работы.

 

Об уникальном книжном авторском проекте "Мои дорогие малютки"

Сейчас, не смотря на широкое распространение компьютерной графики, Александр Бакулевский продолжает создавать иллюстрации в традиционных техниках. Один из недавних авторских уникальных проектов – серия миниатюрных книжек русских классиков с иллюстрациями художника - стал библиографической редкостью. Художник выпускает их тиражом, ограниченным несколькими десятками экземпляров и называет ласково – "мои дорогие малютки".

Это уникальная по художественной ценности серия из 12 миниатюрных книжек русских классиков. Каждая книга издана на собственные средства автора и целиком исполнена художником - от разработки обложки до авторских иллюстраций в различных техниках. Это ксилография, карандаш, уголь, тушь и даже фломастер.


Начинающие художники и А. С. Бакулевский

В заключительной части вечера студенты Йошкар-Олинского художественного училища попросили мастера дать наставления молодым, начинающим авторам.

А.С. : Сегодня недостаточно закончить одно художественное заведение. Выходя, из стен ВУЗа, художник не заканчивает учиться, художник только начинает учиться!
Рекомендация студентам — желательно освоить быстрый, кратковременный рисунок. Надо научиться передавать жизнь в движении. Быстрый, кратковременный рисунок не менее важен, чем академическая живопись.

Самым интересным вопросом вечера был вопрос о реалистическом искусстве.
А. С.: Реалистическое искусство, если это сделано талантливо, будет актуально всегда!

 

Краткая справка о художнике

Александр Бакулевский – график, живописец, художник книги, педагог, народный художник России, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, член Марийского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союза художников России».
Лауреат и дипломант многих конкурсов и премий.
Произведения художника экспонировались более чем на 200 выставках у нас в стране и за рубежом – в Италии, Австрии, Германии, Франции, Чехии!
Гравюры художника находятся в Третьяковской галерее, в музее А.С. Пушкина в Москве, художественных музеях Нижнего Новгорода, Саратова, Киева и других городов.
50 гравюр хранятся в музее мировой графики Альбертина (Вена)!