«Красота на каждый день. Ювелирная промышленность советской эпохи»

с 19 декабря 2014 по 10 марта 2015

На выставке представлена коллекция Натальи Александровны Конюк, состоящая из более чем двухсот серебряных ювелирных украшений: брошей, заколок, браслетов, подвесок, кулонов, колье, серег, запонок, выполненных с использованием позолоты, черни, эмали, ювелирных и поделочных камней, искусственных кристаллов, синтетических материалов, стекла. Она представляет образцы художественной продукции более 30 ювелирных предприятий 16 художественных центров из 7 республик СССР и охватывает период с 1930-х по конец 1970-х гг. Коллекция отличается несомненным художественным достоинством, отражает вкусы рядового советского человека, характеризуются верностью традициям ювелирного искусства России предшествующих столетий.

Именно поэтому на выставке демонстрируются массовые ювелирные украшения России XVII- начала ХХ вв. Сначала это была продукция отдельных мастеров, специализирующихся на изготовлении только одного типа предметов: цепочек, пуговиц, серег и т.д. В более позднее время украшения создавались ювелирными фабриками и пользовались не только всероссийской, но и мировой известностью.

Представление о разнообразии серег, брошей, браслетов, цепей, кулонов, создаваемых крупными предприятиями, дают используемые в экспозиции каталоги фирм Карла Фаберже и Иосифа Маршака, а так же эталонные по исполнению золотые украшения, ставшие образцами для массового производства серебряных изделий начала ХХ в.

После Октябрьской революции на базе национализированных фабрик началось создание ювелирной промышленности советской эпохи, а в 1976 г. для модернизации производства и повышения качества массовой продукции был создан Ювелирпром.

Интересной иллюстрацией к экспозиции служат фотографии готовой продукции и ее покупателей, торговые прейскуранты Ювелирпрома, рекламные издания отдельных предприятий.

На выставке экспонируется уникальный, полученный из ГОХРАНа, комплект (настольная лампа и письменный прибор) из родонита с позолоченным серебром, аметистами, топазами, изготовленный в 1947-1954 гг. Элементы декора лампы, чернильницы и других входящих в письменный прибор предметов повторяются в ювелирных украшениях, что свидетельствует об универсальности художественных образов и их способности достигать уровня символов эпохи.

1970-е гг. породили парадоксальную ситуацию: чем больше было дефицита в продуктах питания и товарах повседневного спроса, тем азартнее, простаивая часами в очередях, люди приобретали украшения из драгоценных металлов, чья ценность казалась им абсолютной. Они делали жизнь советских людей на протяжении пятидесяти лет радостнее, интереснее, человечнее и были лучиками Красоты, к которой хотел приобщиться каждый.